Верить в всепрощение: миф или реальность?
Почему не всегда можно исправить свои ошибки? Исследуем реальность прощения и непрощения.
Верить в всепрощение: миф или реальность?
В нашей жизни часто возникают ситуации, когда мы обижаем кого-то. Возможно, вы слышали о том, что если три раза попросить прощения, человек обязан простить, иначе грех переходит на него. Но действительно ли это так?
Нечто похожее встречается в законах злословия – проступки того, о ком говорят, могут перейти к тому, кто злословит.
Перенос грехов из-за непрощения – из области фантастики. Такую машину еще не изобрели. Хотя, конечно, было бы очень удобно.
Откуда мы учим, что просить прощения нужно именно три раза? Из истории братьев и Йосефа. Они просили у него прощения три раза. Простил ли он? Я слышал от имени рава Элияшива, что нет. Если бы Йосеф простил братьев, как можно сделать вывод, что в ситуации, когда человек не прощает, трех раз достаточно? Ведь, в таком случае, братья не просили прощения в четвертый раз не потому, что больше не обязаны, а потому, что Йосеф их и так простил! Следовательно, Йосеф не простил братьев.
Как можно? Такой цадик! В его заслугу евреи вообще вышли из Египта – и не прощает? Желание порицать Йосефа, порожденное нашей привитой привычкой прощать, легко затмевает истину. Разберемся: почему нам настолько очевидно, что за проступком должно следовать прощение?
Скорее всего, концепция тшувы развратила многих из нас. Людям кажется, что если Б-г называется милостивым, если человек искренне делает тшуву, возвращается на истинный путь, его просто должны простить. Тшува — это подарок, рабейну Йона пишет, что в понятии прощения грехов нет никакой логики, это яркий пример благосклонности Б-га к еврейскому народу.
На подкорке записалось: всегда можно переиграть! все можно исправить! Глубоко внутри нас засело убеждение, что как бы мы не наглупили, дозволяется починить испорченный механизм жизни и отношений.
Из субъекта исправляющего мы превратились в объект безусловно прощенный. Какая разница объекту, прощает его Б-г или обиженный человек?
Таков короткий путь веры во всепрощение. Но всепрощения нет: вам обиженный ничего не должен и уж тем более лицемерным будет применять к нему какие-то способы, вынуждающие прощать. Это готовность, состояние сердца, его или достигают, или нет. Молитесь, чтобы обиженный вами человек смог его достигнуть. Иначе придется вернуться к изначальной реальности меры суда – не все можно исправить при жизни, а ожог от огня остается, даже если его потом очень сильно попросить исчезнуть. И тогда обидчик испытает при жизни то, что обычно испытывают после смерти другие – Гееном. Ведь что есть Гееном, если не осознание невозможности что-либо исправить?
С сожалению, невозможность исправить – нормальное состояние, все остальное – подарок Небес. Небес, но не всегда человека.
Три раза – это предел, после которого непростивший обиженный называется “жестоким”. Это, безусловно, усложняет его отношения с Творцом и понижает шансы на дальнейшее благополучное существование, но ключевое слово здесь – “его”. Йосеф не был жестоким, он был честным. Но не в этом наш фокус.
Нужно ли прощать? Это не ваш вопрос. Это вопрос, который мог прислать человек, которого вы обидели. Должны ли вы быть прощены? Конечно, нет. Вывод? Аккуратно с другими людьми. Они живые, они чувствуют. И, не всегда, как получается, прощают.