Почему евреи не едят свинину?

Запрет на свинину в еврейской культуре: история и особенности

По той же причине, по которой не едят мясо осла или верблюда – для того, чтобы животное соответствовало канонам кашерности, оно должно иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку, в то время как свинья лишена второго признака.

 

С точки зрения еврейского закона съедание свиного мяса карается плетьми, так же, как и употребление неправильно забитых говядины или баранины.

Однако мы находим специальное постановление мудрецов, запрещающее выращивать свиней. В трактате Бава Кама рассказывается о междоусобной еврейской войне между Аристоблусом и Уркенусом, в ходе которой войска первого осадили гарнизон второго в Иерусалиме. Каждый день осажденные спускали со стены корзину с золотыми монетами, получая взамен животных для ежедневных жертвоприношений в Храме. Статус-кво сохранялся, пока один старец заявил: «пока идут жертвы, Иерусалим не взять!». Что было совершенно правильной идеей, ведь физическая сила Иерусалима всегда зиждилась на близости ко Вс-вышнему. На следующий день шокированные жители города увидели, как в корзине к ним поднимается свинья. На полпути животное вонзило ногти в стену Святого города и в этот момент вся Эрец Исраэль затряслась.

После этой истории мудрецы прокляли того, кто будет выращивать свиней.

 

Что же особенного в свинье?

Рамбам в Мишне Тора аргументирует запрет выращивать именно свиней тем, что это животное наносит много ущерба. В Морэ Невухим Рамбам приводит другое объяснение: свинья – грязное животное (интересно, что в гастрономии у свинины нет неполной прожарки, как, например, у говядины, ее мясо слишком грязное), с обильными испражнениями и особенно неприятным запахом. Если евреи будут заниматься разведением свиней, то города превратятся в хлева. В еврейском законе свиное рыло имеет статус «движущегося экскремента», продолжает Морэ Невухим. Жир свиньи вреден для пищеварения и кроветворения, его следует сжигать.

 

Духовный корень свиньи более нечист, чем корень других некашерных животных. Как говорит мидраш, обычно некашерное животное «по-честному» некашерно, свинья же, напротив, самим своим видом «делает вид», что чиста (хитро показывает внешний знак кашерности, раздвоенные копытца), при этом являясь нечистой по внутреннему признаку (не отрыгивает жвачку).

 

Обман, а иногда и самообман – апофеоз нечистоты. Честность же – очень еврейское качество. Может, поэтому эмоционально свинина нам так противна?

В поиске пары: установки, которые сделают нас несчастными

Выступление раввина Элиэзера Райхмана на конференции в отеле Mariott в Москве

Читать дальше

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Спасибо, ваше сообщение отправлено.