Дотронуться до наших корней. Часть 2
Какой должна быть вера? Она должна быть подобна свежей ране — человек сидит, ходит и лежит, но ни на секунду не забывает о ней. А может, она похожа на родничок новорождённого — бьёт, пульсирует, живёт. Нет, это скорее постоянно обновляющийся родник — сколько из него не выкачивай воду, источник вновь наполняется до краёв. Такой родник пульсирует и бьёт в единственном в мире месте — в Хевроне, в Пещере Праотцов (Меарат а-Махпела), где лежат те, кто держит руку на пульсе мира. Вернее, они и есть пульс мира. Там приходит новое понимание без слов — вернее, над словами. Понимание того, что мы незримой пуповиной связаны с нашими праотцами — с теми, кто проложил тропинку, кто выстоял и выдержал всё то, что, казалось, просто невозможно было выдержать.
Посвящается нашему учителю, Гаону раву Моше Шапиро, благословенной памяти
Часть вторая
Глава «Толдот»
Недельная глава «Толдот» представляет собой одно из самых тяжёлых для понимания мест во всей Торе. Тора называет нашего праотца Яакова «цельным человеком» («иш там»)[1]. Почему же этот цельный человек, праведник, «сидящий в шатрах» («йошев оалим»), т.е. полностью посвятивший себя Торе, должен обманывать своего отца? Для чего? Чтобы получить таким образом благословение на успех в материальном мире вместо своего брата Эсава? Зачем великому еврейскому мудрецу заниматься разведением скота — всеми этими баранами, козами и овцами? Зачем кормить, поить и пасти стада тому, кто 63 года своей жизни был занят только постижением Б-жественной мудрости, обучаясь сперва у своего отца Ицхака и деда Авраама, а затем в ешиве великих мудрецов прошлого — Шема и Эвера? Когда Ривка отправляет своего сына Яакова к отцу, чтобы он, выдавая себя за Эсава, обманом получил благословение, Яаков плачет. С разбитым сердцем, он, надев одежды Эсава и привязав на руки и шею козьи шкуры, идёт исполнять повеление своей матери и получает благословение отца.
Но почему получение благословения должно происходить против желания Ицхака? Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава? Почему Творец пророчески открывает э т о именно Ривке, что Ицхак велит Эсаву наловить дичи и приготовить ему кушанье, которое Ицхак любит, чтобы его благословить.
В отличие от своего мужа Ицхака, который вырос в доме великих праведников — первых евреев в мире, Авраама и Сары, Ривка, как уже было сказано, выросла в доме идолопоклонников, злодеев и обманщиков. И она прекрасно понимает, что, если Эсав получит благословение Ицхака, то весь мир будет полностью у него в подчинении, и он не даст жить своему брату Яакову, не оставит ему никакого места. Ривка понимает, что изначальный замысел Ицхака чтобы у обоих его сыновей был удел в Грядущем мире неосуществим. Ведь Ицхак хочет, чтобы Эсав, получив благословение на власть в материальном мире, давал пропитание своему брату-праведнику Яакову, занятому изучением Торы. Но это не входит в планы Эсава. Поэтому Ривка срочно вызывает Яакова из ешивы и отправляет его к отцу вместо Эсава.
И уже в первом ответе Яакова на первый вопрос отца: «Кто ты, сын мой?» скрыта великая тайна, которая будет раскрыта только более чем через 300 лет у горы Синай. Яаков отвечает: «Анохи Эсав, бехореха» («Я Эсав, твой первенец»). Давайте на минуту представим себе, о чём мог думать в тот момент наш праотец Яаков: «Против своей воли я взял на себя роль Эсава. Но знай, мой отец, что я действительно твой законный первенец, потому Эсав пренебрёг первородством и я купил его у него. И сейчас я отвечаю тебе, мой отец Ицхак, что помимо твоей и моей воли, я получу твоё благословение, которое ты приготовил для Эсава, чтобы в будущем стать Исраэлем. Мне уготована особая роль, и в будущем мои потомки выразят это у горы Синай, сказав: «Наасе ве-нишма» — «Мы будем исполнять Твои заповеди, Всевышний, и слушать Твой голос. Но откуда они узнал и эту тайну: сразу же исполнять, а только затем слушать? Это то, что я получил благодаря твоему благословению отец, приняв на себя роль Эсава».
Корень слова «Эсав» — «асия» («делание»). Мы готовы делать, и что бы Ты нам не повелел, затем будем «слушать», т.е. учить Тору, в которой заключена Твоя воля».
«Анохи Эсав, бехореха» — «Я Эсав твой первенец». Но в Святом языке местоимение «я» можно выразить и словом «ани». Здесь наш праотец Яаков пророчески открывает, что так будет начинаться первая заповедь, которую услышат его потомки с горы Синай: «Анохи Ашем Элокейха, ашер оцетиха ми-эрец Мицраим, ми-бейт аводим» («Я, Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства»).
Подобно могучей реке, которая начинается с робкого ручейка, а может быть вообще не видна вначале, если течёт под землёй, но потом, вырвавшись наружу полноводным потоком, она являет всем свою мощь. Именно там, в шатре нашего праотца Ицхака, в Пасхальную ночь 2171 года от сотворения мира был сделан первый шаг к раскрытию нашего праотца Яакова как Исраэля. Именно там, благодаря благословению Ицхака, «рождается» наш праотец Исраэль.
Ицхак, ощупывая Яакова, принимает его завёрнутые в шкурки руки за руки Эсава, и поэтому он не узнает голос Яакова. После того, как Яаков получил благословение, которое, по изначальному плану Ицхака, должен был получить Эсав, у него появляется новая роль в жизни — он должен исполнить миссию Эсава, полностью погрузившись в материальный мир, и при этом ни на шаг не отступить от своего великого служения Творцу (изучения Торы). Он должен «исправить Эсава», оставаясь праведным Яаковом — соединить действие («руки Эсава») и постижение Торы («голос Яакова»), и только благодаря этому реализоваться как третий праотец еврейского народа — Исраэль. Будучи полностью погруженным в материальный мир, Яаков не должен утратить свою связь с Небом. Ведь Яаков — это «лестница», соединяющая небо и землю. Яаков объединяет весь мир в единое целое. Об этом говорит сама Тора, рассказывая о пророческом сне Яакова: «Лестница стоит на земле, вершина её касается неба, и над ней — Творец» (Берешит 28:12-13).
В этом видении Всевышний открывает Яакову, что ему предстоит породить 12 сыновей, от которых произойдут 12 колен еврейского народа — народа, через который проявится глубинный замысел Творца. И все 12 камней, которые он подложил под голову ночью, утром превращаются в один камень.
Но почему наш Отец, Который на Небесах, выстраивает цепь событий именно так? Мы видим, что Он зачастую действует даже против воли своих праведников и реализует Свой сокровенный замысел. Через пару мгновений после того, как Ицхак благословил Яакова, к нему в шатёр входит Эсав, чтобы сообщить, что он исполнил отцовское поручение и приготовил кушанье, которое тот просил. В тот момент охватывает Ицхака ужас — ужас от того, что он благословил своего младшего сына вместо старшего. Ицхак ощутил на своём лице огонь Геинома, который принёс с собой в шатёр его сын Эсав. И только когда Эсав, который плачет, кричит и требует благословения, проговорился, что много лет тому назад его право первородства было получено Яаковом, Ицхак успокаивается. Более того, в этот момент истины он вторично благословляет Яакова, потому что понял, что в этом был заключён глубинный замысел Творца.
Но мы помним, что после того, как Яаков получил отцовское благословение, задумал Эсав его убить. (И это закон на все времена, как постановил раби Шимон бар Йохай: «Вот закон — Эсав ненавидит Яакова»). В момент получения благословения Яакову исполнилось 63 года, и он на 14 лет скрывается в ешиве у Эвера, спасаясь от мести Эсава. Именно там Яакову предстояло изучить ту часть Торы, которая позволила ему остаться праведником среди злодеев, колдунов и идолопоклонников.
Как Яакову, выступающему в роли Эсава, сохранить свою праведность? Как это возможно — быть полностью погруженным в материальный мир, днём и ночью пасти скот Лавана, и при этом ни на мгновение не утратить своей связи с Творцом? Во время получения пророческого видения о будущем еврейского народа Яакову уже исполнилось 77 лет. И он отправляется к брату своей матери, Лавану, чтобы найти свою суженую и породить 12 сыновей. Что же касается его брата Эсава, то, как уже было сказано, он, подражая отцу, женился в 40 лет, взяв в жены двух девушек из Кнаана. 33 года спустя Эсав уже имел не только детей, но и внуков (среди которых был и Амалек — тот, кто на протяжении всей истории будет вести войну против еврейского народа).
Как известно, главные события в мире происходят вне поля зрения средств массовой информации. Устная Тора объясняет события, о которых сообщено в Письменной Торе: когда Яаков уже почти дошёл до Харана, то вспомнил, что он прошёл мимо того места, где молились его праотцы Авраам и Ицхак и там не помолился. В его сердце пришло желание вернуться и в тот же момент он оказывается на горе Мория. Это перемещение, с нарушением всех границ времени и пространства, называется «кфицат а-дерех» (букв. «прыжок дороги»). И Тора использует для описания этой ситуации особое выражение, говоря что он — «нифга ба-маком» (букв. «столкнулся с местом»). И тут же, как только Яаков оказался на горе Мория, Творец «выключает свет» — Солнце зашло на три часа раньше, чтобы этот праведник мог лечь там спать, и чтобы Творец смог открыть ему в пророчестве то, что ждёт его будущих потомков. В это время и в этом месте стираются все границы времени и пространства. Давайте вспомним о каком месте здесь идёт речь. Ведь в будущем именно здесь будет стоять иерусалимский Храм, и в самой святой его части (в «Кодеш а-Кодашим») тоже будут отменены пространственные границы. В Йом Кипур туда будет входить первосвященник, чтобы обойти вокруг Ковчега Завета, хотя с физической точки зрения это невозможно, поскольку Ковчег занимает все пространство — от занавеса до стенки.
Но ради кого Творец отменяет все законы материального мира? Ради того человека, образ которого отражён на Престоле Славы Творца. Из всего человечества, из миллиардов людей, приходящих в мир на протяжении 6000 лет, выбран лишь один и это наш праотец Яаков, избранный из праотцов, тот, кто получит в будущем имя Исраэль. Тот, о ком по праву можно сказать, что он был сотворён «бе-целем Элоким» — по подобию Всевышнего.
И как сказали мудрецы («Баба Батра» 58а): «Красота Яакова была подобна красоте Адама до греха». И объяснили мудрецы, что в этом пророческом видении Яакова тоже заключается намёк на дарование Торы. Числовое значение слова «сулам» («лестница») равно числовому значению слова «Синай».
Глава «Ваеце»
Есть известный вопрос: почему Эсав, который поклялся убить Яакова, не преследовал его у Лавана? Ведь он отлично знал куда отправили Яакова отец и мать! Ответ состоит в том, что Эсаву было известно о Лаване, что тот является самым великим магом и колдуном своего времени. А ещё Эсав предполагал, что Яаков, находясь у Лавана, несомненно утратит там свою святость, и что он никогда не сможет оттуда вырваться.
В Пасхальной Агаде сказано, что «Лаван хотел выкорчевать все». Но как понять это утверждение? Ведь Лаван сперва отдал Яакову в жены Лею и Рахель — двух своих дочерей от жены, а потом Бильгу и Зильпу — своих дочерей от наложницы! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно восстановить цепь событий. Яаков служил Лавану семь лет чтобы жениться на Рахель, которую он полюбил. Яаков рассчитывал на то, что от Рахель у него родятся 12 сыновей — родоначальников 12 колен народа Израиля. Но вместо Рахель Лаван подсовывает Яакову Лею. В чём заключался замысел Лавана? Яаков купил первородство у своего брата Эсава и получил благословение от своего отца лишь для того, чтобы заложить основу еврейского народа, породив 12 праведных сыновей. Но Лаван, желая помешать Яакову породить потомство, смешивает все карты. В итоге Реувена, сына первенца, Яакову родила не Рахель, а Лея. И после Реувена у Леи рождаются ещё пять сыновей: Шимон, Леви, Йеуда, а затем Иссахар и Звулун. Йеуда становится родоначальником колена, из которого происходит династия царей. Леви — корень служителей Храма, коэнов и левитов. Шимон — глава колена, из которого вышли учителя маленьких детей. От Иссахара произошли великие еврейские мудрецы, возглавлявшие Санэдрин, Колено Звулуна — состоятельные люди, поддерживающие изучающих Тору. Мы видим, что все ключевые роли в еврейском народе были отданы потомкам сынов Леи, а не Рахель. Все это происходит помимо воли нашего праотца Яакова, но, в то же время, и против желания Лавана — причём даже в большей степени. Похожее событие произошло много веков спустя, когда потомок Лавана, колдун и злодей Билам ответил на призыв Балака, царя Моава, и пришёл чтобы проклясть еврейский народ[2]. Билам повелел Балаку построить три раза по семь жертвенников, и на каждом из них Балак должен был принести Всевышнему по две жертвы: быка и барана. Трижды Билам пытался проклясть еврейский народ, и каждый раз против своей воли его благословлял.
В Вавилонском Талмуде («Санэдрин» 105б) объясняется, что за вознесение 42 жертв, которые принёс Балак Творцу по велению Билама, Балак заслужил, что в будущем от него произойдёт праведница — моавитянка Рут. Она примет еврейство и выйдет замуж за Боаза из колена Йеуды, а у её сына Оведа будет внук — Давид бен Ишай, основатель царской династии народа Израиля.
Так открывается тайна истории нашего «невозможного» народа, само появление которого противоречило всем законам природы. Ведь Аврам, и Сарай изначально были бесплодным и Всевышний изменяет их природу когда они уже постарели. Ицхак родился, когда Аврааму было 100 лет, а Саре — 90. Наш праотец Ицхак, по своей природе, тоже изначально был бесплоден. Лишь после того, как отлетела его душа и получила исправление в Ган Эдене, и заново получив жизнь он встаёт с жертвенника, Ицхак получает способность породить потомство. И после женитьбы на праведнице Ривке, через 20 долгих лет молитв, у него рождаются близнецы Эсав и Яаков.
Талмуд («Йевамот» 64а) сообщает, что все праматери еврейского народа изначально были бесплодными — не только Сара, Ривка и Рахель, о которых об этом прямо сказано в Торе, но также и Лея. И лишь из-за того, что Творец видел страдания Леи, которую Яаков любил меньше, чем Рахель, Он «открыл её утробу» и она родила[3].
В связи с этим Талмуд задаётся вопросом: «Но почему это так? Почему те, чья главная роль в жизни стать матерями еврейского народа, изначально были бесплодны?» И отвечает Талмуд: «Потому, что Творец жаждет молитв праведниц (и праведников)» («Йевамот» 64а). На их заслугах держится мир. И это не только наш материальный мир, мир природы под солнцем, а также тот мир, который строят наши праотцы и наши праматери — «поперечный» мир «поперечного народа». И он не может быть продолжением мира злодеев и идолопоклонников: Тераха, Бетуэля и Лавана. Ведь наши праотцы и праматери — это новое начало, а не продолжение. И это они — та лестница, которая стоит на земле, а вершина которой достигает Неба.
Через события, которые происходили в жизни наших праотцов и праматерей, открывается особое, более высокое и более скрытое управление миром, которое осуществляет Творец. Великий каббалист раби Моше Хаим Луццато (Рамхаль) учит, что Всевышний управляет миром двумя путями. Есть «открытое» управление по суду и по справедливости («анагат а-мишпат»), когда Он воздаёт точной мерой за все поступки — награждает за исполнение заповедей и наказывает за прегрешения. Но есть ещё одно, более скрытое управление — управление единством Творца («анагат а-Ехуд»). И суть этого управления откроется только в Конце Времён, когда всем станет очевидно, что все злодеи и все силы скверны изла служили только для проявления Его добра. Реализации того скрытого замысла, который, несомненно, осуществится — полного раскрытия Его единства.
Да удостоимся мы своими глазами увидеть это поскорее, в наши дни! Амен!
[1]Слово «там» можно также перевести как «наивный».
[2]Аризаль пишет, что Билам — это новое воплощение Лавана.
[3]Бааль а-Турим в своём комментарии приводит удивительную вещь: окончание слов стиха «И увидел Творец, что ненавистна Лея» заключает в себе особое Имя Творца — Э-ье. То святое Имя, которым Творец обращается к Самому Себе. И именно это Имя открывает Творец Моше, посылая освободить еврейский народ из египетского плена.