Дни омера. О чем люди говорят

Сила слова, как инструмента для созидания или разрушения

Дни счёта Омера — особенное время. Время, когда погибли 24 000 мудрецов, учеников рабби Акивы. Мучительная смерть настигла их из-за того, что недостаточно уважали друг друга. Думается, в наше время проявление уважения в первую очередь заключается в том, как, что и о ком мы говорим.

Проказа может отравить практически любую сферу жизни человека, поразив его тело, одежду, жильё. Выдернуть из зоны комфорта. Заставить задуматься. Там, далеко, за пределами лагеря, куда изгоняли прокажённых до выздоровления, наступало настоящее одиночество.

А задуматься было над чем. Ведь как правило проказа настигала еврея из-за злословия и сплетен.

«До дня своей смерти человек должен заставлять себя страдать — не постами и изнурениями, а ограничением своего рта и своих животных желаний» (из письма Виленского Гаона).

В Мидраше написано, что каждую секунду, когда человек сдерживает свой язык, он удостаивается скрытого света, который ни ангелы, ни люди не могут даже вообразить. Его грехи искупаются.

«Нельзя обсуждать других людей. Даже говорить хорошее, тем более плохое. Ведь рот — святая святых».

Мудрецы учат нас, что дурное начало похоже на муху. В комментарии Имрей Ноам объясняется, что речь идёт именно о желании говорить лашон а-ра. Ведь муху привлекают именно поражённые участки кожи, грязь, плохой запах. Так же и сплетник ищет недостатки, слабости других людей. Пытается их подчеркнуть. И так же как муха портит всю жидкость, в которую падает, так же и сплетник портит всю Тору, которую выучил, добрые дела, которые совершил.

Сила слова велика. При сотворении мира человек был назван «душой живой», что Онкелос перевёл как «дух говорящий». Не умение издавать звуки отличает нас от животных — многие из них существенно превосходят людей в этом плане. Произносимые нами слова наделены силой, ими мы можем творить и разрушать миры. Многие заповеди построены целиком на произнесении слов — кидуш, авдала, биркат амазон, молитвы, благословение коэнов, изучение Торы.

Сила слова заключается не столько в его произнесении, сколько в формулировке, в филигранном процессе превращения эфемерной мысли в конкретную форму, например, в письмо. Поэтому запрет лашон а-ра можно легко нарушить письменно, даже рисунком.

Словом можно спасти и можно уничтожить. Можно раздавить и можно возвысить. Можно дать надежду, веру в себя, а можно истребить последние зачатки самооценки. Слова человека, сотворённого по образу и подобию Творца, слышны перед Престолом Славы. Именно этим объясняется уникальная особенность наказания за злословие — его молниеносная скорость.

«За четыре греха с человека спрашивают в этом мире, при том, что основное наказание даётся в будущем мире: идолопоклонство, кровопролитие, разврат. Злословие же равноценно им всем, вместе взятым».

Почему? Человек должен разговаривать. В предисловии к книге Шав Шмайсе её автор рав Арье Лейб а-Коэн Хеллер пишет удивительную вещь: если пустить человека на небо и раскрыть ему все тайны мироздания, он не успокоится, пока не спустится обратно на землю и не расскажет об увиденном своим друзьям!

Разговаривать, рассказывать — это не просто приятно. Это и есть сам человек. Не говорить то, что хочется, значит аннулировать своё «я» по отношению к Творцу. Не каждый готов на это.

Человек, готовый идти навстречу Б-гу, желающий стать лучше, духовнее, должен начать с самого глубокого и искреннего проявления себя. Со своего языка. Ведь именно он определяет нас как живых людей, носителей духа.

Слушающий как произносящий

Продолжение лекции раввина Элияу Нахмана Вугенфирера. Определение правила согласно мнению Хазон иша и Бейт а-Леви. Новое объяснение Тосфот

Читать дальше

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Спасибо, ваше сообщение отправлено.