Ханука – история, духовность, современность. Часть вторая
Хашмонаим и восстание.
В трактате Шабат на листе 19Б упоминается крайне занятный случай, который может послужить примерным прообразом духовной подоплеки обсуждаемого нами пути. Там повествуется история про одного ученика, который установил практическую алаху в конкретно взятом месте, однако, несмотря на это, был отлучен. Как такое возможно? Двое глав поколения спорили касаемо правоприменения закона о мукце. Рав считал, что закон должен следовать мнению раби Йеуды бар Илая, а мнение Шмуэля было на стороне раби Шимона бар Йохая. Некий ученик установил практическую алаху в некоем месте под названием Харта Агриза в соответствии с позицией Раби Шимона. Узнав об этом, Рав Амнуна сделал ему “шамту”. Для того чтобы разъяснить понятие шамта, нам придется ненадолго прервать цитирование талмуда и сделать комментарий:
Нидуй, как и слово Нида, значит отлучение. В талмудическую эпоху в Эрец Исраэль это отлучение длилось тридцать дней, а в Вавилоне мог быть наложен на семь дней. Если отлученный не раскаивался, этот срок продлевали, а после двух отлучений накладывали уже более тяжкий формат под названием херем (отторжение). РАМБАМ [1] в законах изучения Торы 6:18 перечисляет двадцать четыре проступка, за которые полагается отлучение.
Шамта, чье ближайшее по значению в переводе слово – проклятье. Имеется диспут законоучителей ришоним о сути этого вида отлучения. Например, РАШИ [2] считает, что шамта легче, чем нидуй, РААВАД [3] (цитируемый РАНом [4]), напротив, утверждает, что это наказание суровее, и процесс сопровождается официальной и публичной процедурой с произнесением проклятья, а по мнению РАМБАМа, нидуй и шамта – это синонимы в разных языках.
Вернемся к теме цитирования отрывка талмуда про ученика, который был подвергнут отлучению. Гемара задает резонный вопрос, но к чему было его отлучать, если мы с уверенностью знаем, что уже повсеместно принято практическое следование закону согласно мнению Раби Шимона бар Йохая? Дело в том, что это было “место Рава”, то есть регион влияния одного из глав поколений, который был уполномочен Наси [5] и Рейш галута [6] на подобного рода постановления и отвечал за их принятие. По закону Торы данный ученик не имел никакого права на подобного рода действия, которые с его легкой руки могли привести к негативным последствиям. Замечательная и крайне познавательная история! Однако каким образом она связана с темой Хануки?! В предисловии к первой части было упомянуто, что в еврейской традиции крайне мало упоминается о событиях, приведших к дням Хануки, и в частности очень мало информации о роде Хашмонаим. Но как же так, ведь это те люди, благодаря которым был достигнут хоть какой-то формат независимости Эрец Исраэль, была вновь запущена служба в Храме, восстановлены позиции поруганной веры?! Тут нам и понадобится эта аналогия с учеником, благодаря которому была установлена алаха, но он был отлучен. И ответ находится в плоскости дальнейших событий, которые произойдут гораздо позже событий оригинальных дней Хануки, когда коэнский род Хашмонаим узурпирует власть, и потомки этого славного семейства начнут действовать недостойно, а концентрические круги от этих событий еще долгое время будут будоражить еврейский народ. По Торе причина очевидна – власть должна находится у представителей колена Йеуды, они лучше всего подходят на эту роль, а коэны должны служить в Храме и учить народ, в этом их роль. Когда все меняется и основополагающие принципы становятся с ног на голову, возникают проблемы. Мудрость народов мира гласит, что испытание “медными трубами” самое сложное и пройти его может только тот, кому оно предназначалось, иначе пострадать могут многие, что и трассируется в нашей истории. Процитированная в первой части мишна из трактата Бава кама, в которой верблюд, груженный льном, от ханукального светильника сжег весь город, при вдумчивом анализе уже не кажется столь наивной, как это казалось на первый взгляд. Но что же произошло? Начнем с первых упоминаний о роде Хашмонаим в нашей традиции.
Трактат Иерусалимского талмуда под названием Маасер шени 5:5 (в корпусе мишны это 5:15) нам повествует, что в дни Йоханана первосвященника прекратили чтения исповеди о десятина [7]… и в его дни не было необходимости спрашивать о продукции в статусе дмай [8]. О какой личности идет речь в данной мишне – это предмет спора комментаторов. Однако неизменно лишь одно – это был один из Хашмонаим.
Версия первая: Меири [9] в предисловии к своему комментарию на трактат Пиркей авот утверждает, что Йоханан первосвященник – это не кто иной, как отец Матитьяу Хашмоная, о котором упомянуто в молитве и благословении после трапезы в период Хануки, которые были упомянуты в первой части. Кроме этого, ссылаются на РАМБАМа, который считал так же. Для полного анализа мнений рекомендую изучить комментарий Млехет Шломо [10] на данную мишну. И тогда получается, что родоначальник династии Хашмонаим был тем, кто принял бразды главного коэна и по совместительству главы поколения мудрецов после известного первосвященника Шимона а-Цадика (Пиркей авот 1 глава), который выходил на встречу с войском и личным кортежем Александра Македонского. По второй версии речь идет о первосвященнике Йоханане Гиркане, внуке Матитьяу Хасмонея, который примкнул к саддукеям [11] после практически восьмидесяти лет служения в Храме, как об этом написано в трактате Брахот 29А. Из-за поступка этого первосвященника, как сказано в трактате Йома, всех последующих преемников на этом посту ради службы в день Йом Кипура заклинали, чтобы они не поступили по разумениям сектантов, и это требование доводило мудрецов до слез. Если мы следуем второй версии, у нас нет возможности проследить более раннее упоминание о роде Хасмонеев. В любом из случаев основные события начинаются в тот период, когда коэн Матитьяу, сын первосвященника, уже находится в преклонном возрасте. По не совсем понятным причинам пришедший в 175 году до н. э. к власти в империи Селевкидов [12] Антиох IV Епифан берет новый и неуклонный курс на процесс более жесткой эллинизации подвластных ему народов, среди которых после завоеваний Александра Македонского [13] находились и евреи. Дело в том, что парадигма причисления какого-либо народа к эллинам состояла в следующем: Александр Македонский и его сторонники стремились принести восточным народам, которых они завоевывали, общественный и культурный уклад греческой метрополии, обрамленный идеологией и религией. Усвоив греческую культуру и язык, варвар становился полноправным эллином, и его ценности уже соответствовали искомому канону. То есть по сути это общенациональная культурная система, которая стоит выше вопросов национального происхождения того или иного члена этого общества. Эта система в плане механизмов схожа с иудаизмом, где язычник способен принять гиюр и войти в еврейское общество. Однако по понятным причинам эти парадигмы противоречивы по своей сути до самого корня и не имеют даже идеологических пересечений. Не до конца понятны такие мотивы Антиоха, ведь в древнем мире, пока налоги платились вовремя и не было каких-либо беспорядков, верховная власть не вмешивалась во внутренние дела провинций. Также непонятно, какая “шлея” и в какое чувствительное место могла попасть Антиоху, но спустя восемь лет своего правления, летом 167 года, он издает ряд жестких уложений, направленных против иудаизма как такового. Начались гонения, которые носили неслыханный для того времени характер, что в свою очередь катализировало жесткие противоречия между эллинизированным населением и поборниками еврейского традиционализма. Началось восстание Маккавеев. Первым вождем восставших как раз и был Матитьяу, о котором мы уже упоминали, а затем его третий сын Йеуда, который получил греческое прозвище – Маккаби. После гибели Йеуды вождем, а затем и первосвященником, стал младший из братьев, которого звали Йонатан. Вооружённое восстание Маккавеев завершилось в месяце Кислев, когда повстанцы овладели частью Иерусалима, но при этом иудейское государство будет восстановлено только в 142 году до н.э.
Правящая династия.
По началу тогдашний вариант Санедрина возводит Йонатана Хасмонея на должность Наси (князя) и кроме того назначили на пост первосвященника, и такое положение дел сохранялось на протяжении еще нескольких поколений. Все изменилось с приходом к власти Аристобула I, который узурпирует власть и теперь представители правящей династии совмещают титул царя и должность первосвященника. Темные дни настанут, когда ко власти приедет цари Александр Янай. По началу он опирался на секту саддукеев, чем вызвал недовольство и восстание фарисеев. Имеется версия описанного в трактате Сукка [14], что первосвященник, которого во время праздника Суккот забросали этрогами – это и был наш Александр Яннай. Есть более классические версии объяснения, в которых значится, что Коэн который это сделал был забросан этрогами насмерть. В эту версию сложно поверить, исходя из высоты жертвенника и силы с которой человек способен подбросить этрог, на что возражают тем, что разъяренный человек способен на многое. Если все же предположим, что это мог бы быть царь Янай, правда, тогда на это нужно будет оговориться, что данной версии не учат в ешивах. Что же случилось? Как написано об этом, что это коэн вылил воду из серебряной чаши не в положенное место возлияния, а на землю, так как саддукеи отвергали это служение, поскольку оно не имеет прямого обоснования в Торе. Это положило начало длительному противостоянию и гражданской войне. Которая завершилась когда Александр Янай привёз в Иерусалим и распял 800 мудрецов фарисеев, которые противостояли ему. Об этом упоминается в трактате Санедрин. Кроме этого, имеется запоминающееся место в трактате Брахот 48А: “Царь Янай и царица [Шломцион] ели хлеб вместе. И, поскольку убил он наших учителей, не было у него никого, кто смог бы благословить им [после трапезы]…”. Затем он изменил свои воззрения, и в дело вступил брат царицы – Шимон бен Шатах, который восстановит работу Санедрина и начнет обучать новых учеников, однако сделанного царем уже не исправить.
Кроме того, есть агадическая история из Иерусалимского талмуда 4:1. Я воспользуюсь исправлением первых строк по версии Виленского гаона [15], который приводит эту историю в одном сюжетном ряду с упоминаниями в Сота 49Б; Бава Кама 82Б и Менахот 64Б. После царицы Шломцион (Саломеи), вдовы злодейского царя Александра Яная Хасмонея, двое их сыновей Гиркан II и Аристобул II начали борьбу за трон. Аристобул забаррикадировался в Иерусалиме, в то время когда Гиркан вместе с римскими легионами окружили город и начали блокаду. Несмотря на разногласия Гиркан распорядился, чтобы каждый день в Храм направлялись два ягненка для ежедневного жертвоприношения тамид, взамен на две корзины наполненные золотом. Однако в один из дней Гиркан решил, в прямом смысле этого слова, подложить свинью. Талмуд (с небольшим исправлением Виленского гаона) повествует от имени Раби Леви: “Также и во времена Хашмонейского царства они спустили [войскам] два ящика с золотом, а взамен отправляли им наверх [по веревке свисающей с городской стены] двух ягнят. Однажды они спустили им два ящика с золотом и послали им наверх двух свиней. Но они (свиньи) не успели подняться и на половину высоты стены, как одна свинья вцепилась [копытом] в стену, стена содрогнулась, и [свинья] отскочила на 40 парсаот от [границы] Эрец Исраэль (порядка 184,32 км., по расчетам Хазон Иша; цифра конечно же является гротеском). В то время грехи стали причиной того, что постоянное жертвоприношение было остановлено, и [в последующем] Храм [будет] разрушен (смотри комментарий Тиферет Исраэль [16] к мишне Таанит 4:6 о семнадцатом Таммузе, со слов и прекратился тамид…).”
Дело в том, что всей этой ситуацией воспользовались римляне, которые к этому моменту разгромили остатки Селевкидской империи. Низложив Аристобула они взяли бразды правления в свои руки. И получается, что именно это вмешательство Рима привело к падению еврейской монархии и потере независимости государства на две тысячи лет. А уж зашифрованный пример с двумя свиньями начинает немного приоткрывать свою тайну, если взглянуть в исторические летописи. И там мы находим, что после низвержения Аристобул был взят в Рим в качестве заложника, тем самым оказался далеко за пределами Эрец Исраэль, в последующем он сбежит, но все равно будет возвращен в темницу, а мудрый поймет аналогию мудрецов.
В начале трактата Бава батра нам сообщается о бесславном прекращении правящей династии Хасмонеев. К власти придет царь Ирод, который станет родоначальником новой династии Иродиадов. И мы приходим к изначальному примеру с учеником, который установил алаху. Но был отлучен. Благодаря победе еврейского народа под руководством Хашмонаим была сильно замедлена эллинизация евреев. Напротив, произошла своего рода религиозная ассимиляция семитских народностей, которые к тому времени проживали в стране. Однако, несмотря на это, дальнейшие действия этой, узурпировавшей всласть династии привели к фатальным событиям. Кроме того, что власть должна была находиться у представителей колена Йеуды, а не у потомков Леви, к которым относятся коэны. Но даже если так, ведь могут же быть достойные лидеры среди всего народа, но все равно жажда власти, и как следствие нерадивая политика привели к ужасным последствиям. И по сему, у нас есть светлый праздник Хануки, но в нашей традиции практически не упоминается династия Хасмонеев, а те редкие проблески цитирования приводят к неминуемой демонизации. Когла власть, уже в остаточном формате все же вернется представителям колена Йеуды – Илелю а-закен и тринадцати поколениям его потомков, то по одной из рабочих версий, они как раз уберут из канона традиции упоминания о Хашноаим, за редкими исключениями. Возможно, они хотели, чтобы мы усвоили урок, но при этом не копались в деталях этих поистине темных страниц нашей истории.
Духовная война.
Как то давно, на уроке посвященном Хануке, раввин его проводивший предложил нам внимательно приглядеться к важным символам эти праздников. Именно у этих праздников есть официальные игрушки, трещотка для Пурима и волчок для Хануки. Обе игрушки нужно вращать, это их роднит, однако углядеть нужно именно иной ключевой момент — с какой стороны за них держатся. Трещотка берется снизу, а волчок держится пальцами сверху, и в этом зашифрован духовный корень этих праздников. А вот с этого момента поподробнее!…
В, так называемой, лурианской [17] каббале есть два принципа, которые описывают духовные процессы взаимоотношения Вс-него и еврейского народа, я ни в коем случае не стану даже пытаться объяснить глубину этих понятий, поскольку это должны делать исключительно профессионалы в этом деле, однако общий абрис возможен. Эти принципы звучат как “пробуждение сверху” и “пробуждение снизу”. Например, традиционно праздник Песах связывается с принципом “пробуждение сверху”, ведь здесь Вс-вышний с помощью чудес выводит евреев на свободу, и Он является инициатором этого процесса. В то время когда осенние праздники традиционно связываются с принципом “пробуждение снизу”, так как наша задача в “дни раскаяния” – это тшува, то есть возвращение к Вс-нему, и получается, что инициатива происходит от нас. В любом случае, процесс построен на взаимности. Если проводить такую аналогию с символами наших праздников, то получается, что в Хануку инициатива чуда происходит от Вс-него, евреи получают, в какой-то мере, избавление, даже несмотря на то, что повстанцев крайне немного от общего числа жителей страны. При этом в Пурим – инициатива явно на стороне евреев, они раскаиваются, возвращаются ко Вс-нему и получают спасение. И получается, что Ханука ближе к Песаху, а Пурим к осенним дням раскаяния. И вроде бы все складно. Но есть одно важное “но”, так ли это должно выглядеть? С чем это можно сравнить? Посмотрим в недельную главу Бешалах. В начале этой главы Вс-вышний говорит евреям посредствам Моше: (Шмот 14:13-14) “… Не бойтесь, стойте и смотрите, как Б-г спасет вас сегодня! Ибо египтян, которых вы видите сегодня, не увидите более вовеки. Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите”.
В конце недельной главы сказано: (Шмот 17:8-9) “И пришел Амалек, и стал воевать с Исраэлем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком! Завтра я встану на вершине холма с посохом Вс-сильного Б-га в руке моей.”
В обоих случаях имеет место момент преследования. В первом случае за евреями гонятся египтяне, и их цели явно очевидны, но тут Вс-шний говорит, что сам будет воевать за них. Во втором случае также имеет место быть притеснитель, на евреев нападает Амалек, однако в этой ситуации Моше незамедлительно начинает сбор войска для выхода на войну. Но если вдуматься, то почему эти ситуации отличаются? И там и там есть явный притеснитель, но реакция на него очень различна. Один из возможных ответов заключается в том, что в случае с египтянами смысл преследования был в уничтожении взбунтовавшейся рабской силы, и в этом вопросе не было ничего личного. На это незамедлительно можно возразить, что египтяне не питали к евреям явной приязни, а скорее совсем наоборот. На это можно было бы ответить, что тут дело не в евреях как таковых, а не нравилось их привилегированное положение в стране, которое осталось в наследие от Йосефа. В этом случае не было неприязни к евреям как таковым, претензии по сути существования этого народа. В то время, в случае с Амалеокм претензия состояла именно в еврействе как таковом, протест был против евреев по их сущности. И мы видим из описанного в Торе, что реакция на двух притеснителей сущностно разная. И в случае, когда враг выступает против сути еврейства, то народ Израиля должен встать на борьбу и сражаться за свое еврейство. И получается, что в базисном понимании, трещотка должна была бы стать символом Хануки, а волчок символом Пурима. Но, все же история не терпит сослагательного наклонения.
После начала насильной эллинизации еврейского населения в Храме были установлены статуи идолов из греческого пантеона и начались языческие жертвоприношения. А что такое идолы? Много ответов можно дать на этот вопрос, при этом один из них можно сформулировать нижеследующей максимой. Гораздо проще сделать скульптуру того, кто является воплощением твоих идеалов, нежели измениться самому. И думать при этом совсем не обязательно. Но это не путь наших праотцов, они как раз боролись с подобным! Мы наивно полагаем, что дни махрового идолопоклонства ушли в историю, они стали страшилкой, которой наставляют молодые поколения, однако мир изменился и физически и духовно, и идеи тоже неизбежно изменились вслед за новым миром, но только Тора незыблема. И когда начинает перед глазами блестеть нечто новое, несказанно прельщающее и главное – логически обоснованное, стоит одернуть себя и задать простой вопрос: не приведет ли такое новомодное увлечение к тому же, как это было при событиях Хануки, когда в Храмовом дворе установили “притягательные” изваяния из греческого пантеона, а на жертвеннике стали приносить свиней, и с этим неожиданно будут согласны многие. Бесспорно, наша традиция, в связи с обсуждаемой эпохой, повествует нам о незабываемых примерах Ханны и её сыновей, истории Йеудит, и о матерях, которые под страхом смерти делали своим новорожденным сыновьям обрезание и жертвовали собой, эти трагические эпизоды оставляют неизгладимое впечатление и четкий след в памяти. Однако, далеко не все были солидарны с таким подходом.
Поколение пустыни, которое вышло из Египта и состояло явно не из глупых людей, однако и они сделали ошибку. Они захотели символ. Полезно сравнить соседние стихи в книге Шмот, в главе Ки Тиса: (Шмот 32:6-8) “И спозаранились они на следующий день (после создания золотого тельца), и принесли жертвы всесожжения и жертвы мирные; и сел народ есть и пить, стали веселиться они. И Б-г сказал Моше: иди, спустись, поскольку извратил народ твой… быстро же они уклонились от пути, который им был заповедан…”. Это несказанно показательное место, где в соседних стихах показано ликование по случаю хорошего и правильного, на взгляд евреев, дела и реакции Вс-него на происходящее. Ведь не все то золото, что блестит и все радостное, веселое и притягательное – правильно, даже если многим это кажется таковым.
Что празднуем в наши дни?
Есть бородатая шутка, которой отчасти пытаются описать смысл любви евреев к излюбленному лакомству – ханукальным пончикам. Эллинистическая идеология делала довольно сильный акцент на культ тела, он проявляется во множестве форм, и в частности спортсмены-культуристы занимались атлетикой обнаженными, дабы продемонстрировать неподдельную природную красоту человеческого тела. Евреи также участвовали в подобных соревнованиях, однако неизменно подвергались жестоким насмешкам, и именно в этот момент среди еврейских культуристов начинает набирать популярность способ некоего “возвращения” крайней плоти, как нам об этом сообщает традиция. Дело в том, что над евреями насмехались поскольку обрезание рассматривалось эллинистической идеологией как противоестественное действие, а хитрый и длительный способ позволял хоть как то визуально скрыть такое якобы постыдное вмешательство в природную красоту человеческого тела. Так в чем же шутка, спросите вы? Шутка в том, что в противовес культу тела мы в эти дни в несказанно больших количествах поедаем высококалорийные пончики, которые в качестве протеста борются с нашей стройностью, ну и культом тела как следствие! Это, бесспорно, красивая и глубокая шутка, но все же, что же мы празднуем в эти дни. Неужели же это классический праздник установленный по полу-шуточной формуле – нас пытались уничтожить, у них ничего не получилось, давайте поедим! У это праздника есть гораздо больше арсенала духовности в бескрайних закромах истины, однако чтобы найти проблески этих бриллиантов сначала стоит включить фонарик искателя, иначе они так и останутся лежать нетронутыми в драгоценных сокровищницах еврейской мудрости. Об этом мы поговорим с вами уже в третьей части.
Ссылки:
[1] Раби Моше бар Маймон (ок. 1135 — 1204 гг.) — один из величайших законоучителей всех эпох, выдающийся философ и практикующий врач.
[2] Раби Шломо Ицхаки (1040 – 1105 гг.) — выдающийся комментатор ТаНаХа и Вавилонского Талмуда; один из величайших мудрецов народа Израиля всех времен.
[3] РААВАД (Раби Авраам бар Давид из Поскьеры) – (1120 – 1198 гг.) выдающийся законовед, глава мудрецов Прованса и известнейший критик РАМБАМа, чьи замечания печатаются вместе с текстом кодекса РАМБАМа «Мишне Тора».
[4] Раби Нисим бар Реувен (ок. 1310 – ок. 1375 гг.) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда.
[5] Наси (князь или принц)… этнарх. Вавилонский Талмуд Псахим 66А и Иерусалимский Талмуд 6:1 повествую нам о том, как пришедший из Вавилонии юноша по имени Илель удостоится в будущем титула Наси, который затем будет передаваться еще тринадцати поколениям его потомков.
[6] Титул Рейш галута дословно дословно переводится как глава изгнания или эксилиарх, это в первую очередь политический и также отчасти религиозный лидер евреев Вавилонии.
[7] исповедь о десятинах. После удаления остатков не розданных трумот и маасрот в третий и шестой годы семилетнего цикла, в молитве Минха последнего праздничного дня праздника Песах народ читал исповедь о десятинах, которая базируется на стихах Торы в дварим 26:13-15. На заре периода Второго Храма Эзра а-софер отменил передачу первой десятины левитам и ее начали отдавать коэнам. Причина крылась в нежелании большинства левитов совершить алию в Эрец Исраэль в этот период. Спустя время Йоханна первосвященник упраздняет чтение этой исповеди, поскольку люди не могли сказать: «Я отдал это левиту…».
[8] Дмай – плоды, находящиеся под сомнением: отделены ли от них десятины или нет.
[9] Раби Менахем бар Шломо Меири (1249 – 1316 гг.) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.
[10] Раби Шломо Адени (1566 — 1624 гг.) – был раввином города Хеврон, наиболее известен миру своим обширным комментарием к Мишне под названием Мелехет Шломо, на завершение которого у него ушло порядка 30-ти лет. При написании этой фундаментальной работы в его распоряжении были довольно древние рукописи Мишны и обоих талмудов, по этому к его изменению версий мишнайот довольно часто обращаются при продвинутом изучении. Он родился в Йемене и маленьким мальчиком вместе с семьей переехал Эрец Исраэль. Был учеником Рава Бецалеля Ашкенази и Рава Хаима Виталя. Он страдал от крайней нищеты и множества других проблем, как описано во введении к его комментарию, однако все эти невзгоды не помешали ему полностью посвятить себя изучению Торы.
[11] (в оригинале צְדוּקִים цдуки́м) — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ сектантского происхождения, возникших в эпоху расцвета династии Хасмонеев и просуществовавших вплоть до разрушения еврейского государства римлянами в 70 г. н. э.
[12] династия правителей эллинистического государства Селевкидов, основанного диадохом Александра Македонского Селевком Никатором (312 до н. э. — 64 до н. э.).
[13] Алекса́ндр Македо́нский или Александр III Великий (356 год до н. э., — 323 год до н. э.) — царь Македонии из династии Аргеадов, выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
[14] Мишна в трактате Суккá 4:9. Саддукеи не признавали законов, которые не указаны прямым текстом в Торе и считали своим священным долгом бороться с возлиянием воды на жертвенник, которое совершалось в праздник Суккот.
[15] Раби Элияу из Вильно, более известный как Виленский гаон (1720 – 1797 гг.) – величайший законоучитель и один из выдающихся духовных авторитетов всех времен.
[16] Раби Исраэль бар Гедалия Лифшиц (1782 — 1861 гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Мишны. Был учеником выдающегося законоучителя и одного из духовных лидеров евреев Европы – Раби Акивы Игера. Его семья происходила от РАМО (раби Моше Иссерлиса) и МААРАМа из Падуи.
[17] Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази, известный также как Ари Акадош или Аризаль; (1534—1572 гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.