Ханука – история, духовность, современность
Часть третья
Долина пончиков.
Праздник Хануки очень любим евреями. Это светлый, уютный и семейный праздник, который в последнее время получил колоссальную всемирную известность. При этом у еврейского народа накопилось множество обычаев, связанных с этими днями. Особенно эти обычаи связаны, как ни странно, именно с едой. В Хануку, в отличие от Пурима, нет установленной мудрецами трапезы. Но при этом люди во всю наслаждаются и лакомятся многими традиционными блюдами, которые имеют множество глубоких смыслов и идей, благодаря чему в традиции есть множество ханукальных угощений. Среди них, конечно же, изобилие молочных блюд и, в частности, сыра. Это древний обычай, который упоминает Раби Моше Иссерлис [1], известный нам под акронимом РАМО. В истории с Йеудит и эллинским наместником фигурирует молоко, благодаря которому свершится событие, ставшее искрой освободительной борьбы, впоследствии названной восстанием Маккавеев. Но не молоком единым сыт еврей в Хануку! Блюда, жаренные в обильном количестве масла, такие как латкес и пончики — вот незаменимые атрибуты и символы торжества в эти дни. Уверен, вам будет интересно узнать, что о традиции этих блюд имеется солидное и авторитетное исследование более чем на четыреста страниц. Это книга под ярким и запоминающимся названием «Долина пончиков» за авторством рава Реувена Шварца. В заглавии книги, на титульной странице, красуется описание: «Исследования и объяснения обычая есть пончики во время Хануки». Мне сложно представить, чтобы хотя бы по одному из наших любимых блюд или продуктов, ну, возможно, кроме мацы, было бы написано столько! Обширное пост-алахическое изыскание. И это крайне важный показатель значимости этого обычая в еврейской традиции.
Что празднуем в наши дни?
Наше исследование плавно подходит к своему логичному завершению. Наступает время дойти до сути, дойти до желанного проблеска истины, дойти до идеи, дойти до понимания.
У Торы семьдесят ликов. И существует множество глубоких и высокодуховных объяснений о днях Хануки в наше время. Чтобы ознакомиться с ними, можно изучить занимательную книгу рава Иммануэля Бернштейна под названием «Ханука: ухватиться за свет», которая вышла в высокопрофессиональном переводе. Я же хотел бы заострить внимание на одной из граней этих особенных и благословенных дней. Аспект благодарности, и он весьма роднит Хануку и Пурим, как ничто другое.
В трактате Брахот (лист 60а) цитируется Мишна, которая учит, что человек благословляет и за зло, из которого в будущем может произойти добро, и за добро, из которого в будущем может произойти зло. После чего иллюстрируются примеры описанного принципа. Дело в том, что у нас в традиции имеются благословения на новости, как на хорошие, так и на плохие. Благословений на хорошие новости две: Ше-ейшияну Ве-кийману, Ве-игиану Ла-зман азе (даровал нам жизнь, поддержал нас, и дал дожить до времени этого) и А-тов Ве-а метив (добрый и творящий добро). Причем первое является так называемым благословением времени, и у него множество случаев применения, и в частности, когда с человеком происходят хорошие события. А услышав плохую весть, человек произносит благословение — Даян а-эмет (судья справедливый). Так, хорошо, с этим понятно. Но, возвращаясь к теме Мишны, каким же образом я должен знать, что зло может обернуться чем-то хорошим, а добро — чем-то плохим? Я же не пророк! Ответ кроется в простом понимании смысла событий. Это реакционные благословения на происходящие события. И даже если в последующем это приведет к прямо противоположному результату, мы благодарим Вс-вышнего за то, что с нами происходит в данное время. Чем можно это проиллюстрировать? Пуримом! Когда евреи шли на пир к царю Ахашверошу, как объясняют мудрецы, они радовались, считая это добрым знаком. Однако впоследствии он обернулся в противоположную сторону. И наоборот, когда краски сгустились и было уже понятно, что злодейский указ Амана — это реальность, то кто бы мог подумать, что эти события приведут к тому, что Мордехай поднимется до таких высот, и у евреев в итоге появится возможность возвратиться в Эрец Исраэль. И для того, чтобы разглядеть эту загадку в Пурим, у нас есть упражнение: нужно напиться до такого состояния, чтобы не различать благословенного Мордехая от проклятого Амана! Чтобы мы поняли, что всё это приходит от Вс-вышнего. Вот тогда мы сможем понять, как благословлять и за зло, из которого может произойти добро, и за добро, из которого может произойти зло. И более того, дальше в трактате Брахот, уже на листах 60Б-61А, цитируется другая Мишна: «Должен человек благословлять за зло так же, как он благословляет за добро». И это уже великая и искомая ступень в развитии духовности человека, к которой мы все стремимся.
В случае с Ханукой благодарность гораздо более прямолинейная и очень трепетная. В случае Пурима народ раскаялся и сделал тшуву (возвращение) ко Вс-вышнему и был спасен. При этом в случае с Ханукой многие как раз и не поддерживали курс восставших по тем или иным причинам. В Храме приносились жертвоприношения идолам, еврейский народ массово отходил от Торы, и, несмотря на всё это, Вс-вышний вмешался и спас свой народ. Никто не уменьшает героизма Ханны и её сыновей, Йеудит и всех восставших, но все же это были безмерно храбрые единицы, и память о них не сотрется в народе.
Если в событиях Пурима хотели истребить народ как этнос, то в Хануку целью было уничтожение еврейства как такового, без физической гибели людей. Произошло вмешательство свыше, и еврейство, и евреи были спасены. Благодарность в Хануку иная, чем в Пурим. Она другая по сути. Стоит только вглядеться, и все станет на свои места. Меня сразу могут одернуть, заявив, что победа — это главное, и о победе говорится во вставке в молитве. Бесспорно, победа — это важнейшая и основополагающая идея этого праздника. Просто это победа гораздо более высокого ранга и более высокой ценности, а не победа над очередным притеснителем. Если мы вернемся в Мегилат Таанит [2], о котором повествовалось в первой части, то увидим там множество чрезвычайно важных событий. И также, если мы взглянем на еврейскую историю, то увидим там множество эпохальных и поворотных инцидентов. Но почему же именно о событиях Хануки был постановлен столь продолжительный праздник на все поколения? Это больше, чем победа, независимость, спасение и радость за всё это вместе. У Торы семьдесят ликов, и наши, благословенной памяти, Мудрецы разных поколений уже дали множество объяснений о скрытых смыслах дней Хануки и неустанно будут давать их. Потому что Тора — это живой организм, и каждое новое поколение способно раскрыть новый слой понимания из бескрайних глубин мудрости, которая была дарована еврейскому народу.
Заключение и пожелание.
Кроме того, дни Хануки — это ещё и дни обновления. Как был обновлен жертвенник, даже несмотря на то, что творилось в Храме и на нем самом. Служба была восстановлена, Храм очищен, а жертвенник обновлен. Правда, остатки былого разбитого жертвенника еще долго будут лежать в Храмовом комплексе, в счетоводной комнате Палаты костра, возможно, как напоминание. И всё же это тотальное обновление вдохновляет на внутреннее обновление. И как жертвенник был обновлен, и Храм был введен в строй, несмотря на все бесчинства, так и человек способен измениться к лучшему, несмотря на то, что было позади. И дни Хануки наполнены этим благословением обновления. Стоит только решиться, собраться духом и стать лучшей, светлой, доброй и, возможно, более кошерной версией себя. Чего хотелось бы и пожелать всем нам.
Ссылки:
[1]. Раби Моше бен Исраэль Исерлис (ок. 1530-1572 гг.) – один из величайших законоучителей. Его примечания к Шулхан Аруху печатаются внутри основного текста Кодекса и являются определяющими для ашкеназских евреев.
[2]. Свиток составлен в период Второго Храма, и его название переводится как Свиток постов. Однако, несмотря на название, это список радостных дней, в которые запрещено поститься и произносить эспед, поскольку именно в эти дни народ Израиля чудесным образом был избавлен от бедствий.