Сила желания
О преодолении препятствий на пути к святости
Сила желания
Только Йеошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ выдержали испытания и не вступили в заговор разведчиков
Пословица «Нет Бейт Мидраша, в котором не было своего хидуша» оказалась справедливой и по отношению ко мне. Как-то мы с учениками разбирали отрывок из трактата Сота, в котором шла речь о разведчиках, посланных Моше по просьбе народа, чтобы изучить Эрец Исраэль. На разведку отправились двенадцать человек. Десять из них, вернувшись, наговорили столько вымышленных ужасных подробностей о Святой Земле, что евреи рыдали в страхе и хотели вернуться в недавно покинутый ими Египет. Одно из следствий тех напрасных слез — разрушение обоих Храмов именно девятого Ава, то есть в день этого всенародного плача у границ Эрец Исраэль.
Только Йеошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ выдержали испытания и не вступили в заговор разведчиков. Первый из них устоял благодаря молитве Моше, который специально молился о нём. А Калев бен Ефунэ выдержал это испытание, как объясняет Талмуд, потому что во время похода отделился от остальных и ушёл в Хеврон в Меарат а-Махпела молиться на могиле Авраама, Ицхака и Якова. Там он просил помощи Свыше и это его спасло. Всё это хорошо известно из Торы и комментария Раши. Во время обсуждения этой темы на уроке благодаря Всевышнему у меня появился хороший вопрос и потрясающий ответ на него, которыми я хочу поделиться с вами. Мы видим, что пребывание в Земле Израиля являлось для разведчиков трудным испытанием, которое они не выдержали. Существуют различные комментарии, по-разному объясняющие, в чём эта трудность состояла. Но даже после всех этих объяснений мы никогда не сможем по-настоящему «влезть в их шкуру» и понять, что именно далось им так тяжело. Ясно одно — это было тяжёлое испытание для всех двенадцати разведчиков. Но если так, в чём претензия к этим десятерым? Калев и Йеошуа сумели устоять благодаря помощи извне, а остальные, её не имеющие, нет? Ответ прост: в отличие от Калева, они помощь Свыше не искали, а потому и не получили. Йеошуа бин Нун, ученик Моше Рабейну, находился в особом положении, но Калев ничем не отличался от других, ему было так же тяжело, как и другим. Почему только он один ушёл молиться, а другие нет?
Калев знал, в чём состоит воля Всевышнего, и искренне желал исполнить её любой ценой, как бы тяжело это ни было. Поэтому, чувствуя, что он слаб и может не устоять, ушёл молить о помощи Свыше и её получил. Десять других разведчиков, безусловно, знали, что Бог от них хочет, в противном случае они не заслуживали бы никакого наказания за своё преступление. И если бы до и во время похода была бы возможность их спросить, хотят ли они исполнить волю Творца, они бы ответили в один голос: «Конечно, да!». И этот ответ был бы абсолютно искренним, ведь все разведчики были совершенными праведниками, как пишет Раши. Но внутри разведчиков жил и другой голос, говорящий: «Я хочу, мне нравится, я считаю…» Это голос нашего злого, эгоистичного, животного начала. Десять разведчиков, прекрасно понимая, что происходит внутри них, начали уступать этому своему внутреннему врагу. И, поддавшись ему, вместо того, чтобы искать способ, как, несмотря на всю тяжесть, выполнить заповедь, они, наоборот, начали искать повод, как от нее избавиться. Как убедить вначале себя, а затем и других в том, что исполнить заповедь в данном случае невозможно, что это выше человеческих сил, потому что в Эрец Исраэль жить нельзя. Они не пошли, как Калев, в Хеврон, потому что не искали этого. Наоборот, разведчики стремились найти убедительные доказательства того, что исполнить волю Бога в данном случае невозможно. В этом состоял их выбор, и это стало причиной их падения и гибели.
Подобные вещи происходят и с нами. Бывает, что человек стремится изо всех сил сделать то, что нужно, исполнить заповедь, а бывает и наоборот. На словах человек за Тору и заповеди, но на деле ищет повод или убедительную причину, чтобы увильнуть, убежать от нее. Всё зависит от силы желания выполнить волю Бога, подчинить свой эгоизм, свой «ецер а-ра» (дурное начало) Всевышнему.
Об «аводат а-рацон» — работе над силой стремления к святости — говорит книга «Сфас Эмес». Там задан интересный вопрос. Мидраш рассказывает, что, несмотря на все объяснения Всевышнего, Моше не понимал до конца, как сделать Менору — Храмовый семисвечник. Поэтому Творцу пришлось показать ее в огне, чтобы Моше точно знал, как она выглядит и что нужно делать. Позже, когда строители во главе с Бецалелем строили Мишкан и все его сосуды, Менору им делать не пришлось. Бецалель бросил слиток золота в огонь, и Менора вышла из него целая и готовая к использованию.
“Если так, — спрашивает автор «Сфас Эмес», — зачем было необходимо вообще показывать Менору из огня, если всё равно ни один человек её сам не делал?”
Но дело в том, что исполнить волю Всевышнего абсолютно и до конца невозможно. Кто может поручиться, что он всё до последних деталей правильно понял и делает самым совершенным образом? Ведь каждая заповедь — это проявление мудрости Бога, которая неизмеримо глубже и шире понимания человека. При исполнении заповеди от нас требуется сильнейшее желание исполнить волю Творца самым совершенным образом и готовность приложить к этому все силы, использовать все свои возможности. Так еврей выполняет заповедь, а всё, что он недопонял и не доделал, восполняет сам Творец. Всевышний показал Моше Менору из огня для того, чтобы он увидел цель: Божественную заповедь во всей её величине, красоте и глубине. Это вызвало у него сильнейшее желание приложить все силы, чтобы с максимальным совершенством исполнить эту заповедь. В результате, приложив все усилия со своей стороны, человек получил помощь Свыше, и Менора во всем ее совершенстве выстроилась сама. Бог Сам восполнил то, что не мог сделать человек.
Мы видим, что во власти человека находится желание исполнить Божественную волю. Именно в этом наше служение и именно этого ждёт от нас Творец.
Как научиться контролировать желания, как усилить своё стремление к святости, силу желания исполнить волю Всевышнего, несмотря на все трудности, и, наоборот, как ослабить тягу к запретному и животному, силу бунта против Творца? Это очень сложный вопрос, которому посвящено множество книг. В рамках данной статьи я могу сказать, что, во-первых, нужно постоянно и серьёзно изучать Тору. Это даёт ясность понимания своей задачи в мире и воспитывает силу воли. Во-вторых, нужно искренне молиться о всех своих духовных проблемах. То, что помогло Калеву, поможет и нам. Кроме этого существуют и другие проверенные опытом способы, которые увеличивают тягу к святости, вызывая желание служить Творцу. Это общение с праведником, совместное пение в Шабат, праздники и участие в заповеданных трапезах, миква, которая очищает внутренне, посещение святых еврейских мест. Дай Бог всем нам удостоиться по-настоящему служить Ему и воспитать в себе такое желание выполнить волю Всевышнего, которое преодолевало бы все преграды и препятствия!
Публикуется с разрешения редакции журнала Мир Торы