Почему мы зажигаем свечи Субботы за 18 минут до захода солнца?

Почему мы зажигаем свечи Субботы за 18 минут до захода солнца?

Перед наступлением Шабата принято зажигать свечи. Обычно это делается за 18 минут до захода Солнца [1]. Каковы причины этого обычая?

Считается, что, зажигая субботние свечи за 18 минут до захода Солнца, еврей выполняет эту заповедь в том числе и по мнению раби Элиэзера из Мец, который учил, что время «бейн а-шмашот» [2] начинается еще до захода Солнца. Тем не менее, почему свечи зажигаются именно за 18 минут до захода, а не раньше и не позже, не совсем понятно. Если считать, что человек проходит милю [3] за 18 минут (как определяет «Шулхан Арух» и так на самом деле принято сегодня считать), то достаточно зажечь немного раньше, чем за 13.5 минут до захода [4], а если человек проходит милю за 24 минуты (по мнению раби Элиэзера из Мец), то нужно зажечь свечи раньше, чем за 18 минут до захода, поскольку ровно 18 минут до захода — это слишком поздно, ведь время «бейн а-шмашот», по его мнению, уже наступило.

Возможно, мы зажигаем свечи за 18 минут до захода Солнца чтобы просто увеличить продолжительность Субботы? Действительно, количество времени, которое следует добавить как «тосефет Шабат» [5], не было точно определено законоучителями-«ришоним». Почему же принято добавлять именно 18 минут?

Я хочу предложить возможное объяснение правила 18 минут прямо из Мишны [6] («Шабат» 2.7) где сказано, что перед началом Субботы хозяин дома обязан спросить у домочадцев, если они уже успели сделать «эрув» [7]. После этого он говорит: «Зажигайте субботние свечи». По логике вещей, вопрос про «эрув» целесообразно задавать загодя, пока еще есть возможность исправить ситуацию в случае его отсутствия. Согласно Талмуду [8], под «эрувом» здесь подразумевается «эрув техумим» [9]. Получается, что глава семьи должен спросить, сделали ли этот «эрув» не позднее чем за 18 минут до захода Солнца, (чтобы успеть пройти милю и сделать «эрув техумим»). Сразу после он говорит: «Зажигайте субботние свечи».

Казалось бы, на это можно возразить: если «эрув» еще не сделан, тот, кого пошлют делать его, не увеличит тем самым продолжительность Шабата! Ответ состоит в том, что «эрув техумим» можно делать только ради заповеди, а в такой ситуации разрешено не добавлять к Субботе дополнительное время [10].

Публикуется с разрешения редакции журнала Мир Торы

[1] Хотя в некоторых местах, и в частности в Иерусалиме, зажигают раньше, а вне Израиля некоторые зажигают немного позже.

[2] «Бейн а-шмашот» (дословно «между светилами») — время между заходом Солнца и наступлением ночи, когда зашедшее за горизонт Солнце еще дает слабый свет, и есть неуверенность, день сейчас или ночь. По еврейскому закону Шабат начинается с заходом Солнца, т.е. еще до наступления времени, когда возникает сомнение, наступила ночь или нет.

[3] Согласно Талмуду, «бейн а-шмашот» — особый период до Шабата, когда уже нельзя делать работу. Он равен времени, за которое человек способен пройти ¾ мили. Миля («мил») — это мера длины, равная 960м, по мнению рава Хаима Ноэ, или 1152м, по мнению Хазон Иша.

[4] Как делают, например, сатмарские хасиды, которые зажигают субботние свечи за 15 минут до захода.

[5] Заповедь «тосефет Шабат» предписывает добавлять к святому от будничного. По мнению большинства мудрецов, это заповедь из Торы. Но минимальное время, которое предписывается добавлять к Субботе, не определено, и по многим мнениям достаточно добавить несколько минут до захода Солнца.

[6] Эту главу Мишны читают во время церемонии «Кабалат Шабат» (Встреча Субботы) хотя хасиды вместо нее читают отрывок из книги «Зоар».

[7] Ниже будет объяснено, о каком «эруве» речь.

[8] «Шабат» (34а). См. комментарии Тосафот и рабейну Хананеля от имени Иерусалимского Талмуда.

[9] «Эрув техумим» — трапеза, которую нужно оставить на расстоянии от города, чтобы потом в Шабат можно было идти в другой город на расстояние до двух миль. Этот «эрув» ставят не более чем в 1 миле от города. В отличие от данного типа «эрува», который можно сделать только засветло, «эрув хацерот» можно делать и в «бейн а-шмашот». «Эрув хацерот» — это определяемая алахой процедура, формально объединяющая два владения в одно в Шабат, чтобы по ошибке не был нарушен субботний запрет переносить вещи из владения во владение.

[10] Заметим, что по мнению Рамбама вообще нет обязанности добавлять время к Шабату — он считает, что добавить время необходимо только к Йом Кипуру. Однако большинство мудрецов не согласны с ним.

Между мужчиной и женщиной: уединение

Продолжение лекции раввина Элияу Нахмана Вугенфирера

Читать дальше

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Спасибо, ваше сообщение отправлено.