О заповеди цдаки

Достижение справедливости через материальную помощь и социальную поддержку

О заповеди цдаки

Бедный человек страдает дважды: ему не хватает средств на покупку необходимой еды, он теряет свой социальный статус и свою общественную значимость.

В этой статье мы постараемся с Божьей помощью рассмотреть первоисточники заповеди о цдаке и понять ее алахические рамки. Поговорим также об институте «Купа шель цдака» — «Кассы взаимопомощи», его значении и структуре.

Само значение слова «цдака» в переводе с иврита означает не «благотворительность», а «справедливость». Этим подчеркивается, что подаяние не является чем-то особенным, это лишь способ восстановления справедливости. Причина разницы между ивритским и русским значением заключается в том, что, с точки зрения обычной морали, мои деньги принадлежат только мне. Я никому ничего не должен, зарабатываю своим трудом и умением, следовательно, если нахожу необходимым кому-то что-то дать из личных доходов — это подарок, давать я его не обязан (т.е. если даю, то как бы сверх того, что обязан). Но с точки зрения Торы, как это объяснил автор книги «Ховот а-Левавот» («Обязанности Сердец») р. Бахья ибн Пакуда, все деньги даются человеку Свыше и не все они предназначены для его частного пользования. Определенное еврейским законом количество этих денег с самого начала дается еврею для того, чтобы он их потратил на заповеданные нужды, в том числе и на помощь бедным. По отношению к этим деньгам он выступает не как хозяин, а, скорее, как сторож, которому к тому же поручено их раздать. Если с самого начала ему их дали на раздачу, то справедливость состоит именно в том, чтобы не удерживать их у себя, а передать по назначению.

Эта концепция дохода и позволила мудрецам Талмуда постановить, что можно взимать деньги в пользу бедных даже в принудительном порядке. При этом еврейская система благотворительности не является этаким аналогом института «государственного страхования», где человек обязан приобрести специальный страховой полис на тот случай, если однажды окажется в ситуации, когда не сможет самостоятельно себя обеспечивать (т.е. когда присутствует такой эгоистический мотив). Хотя и этому институту есть место в самом тексте Торы: «Потому что не переведется нуждающийся на земле, поэтому Я тебе говорю: “Открой руку твою для нуждающегося брата твоего в земле твоей”» (Дварим 15:11). И об этом же сказал раби Хия своей жене (Шабат 151б): «Когда приходит бедный, дай ему быстро, чтобы и твоим детям быстро подавали». Когда она спросила у него, откуда такой пессимизм, он ответил ей: «В жизни всякое бывает. Жизнь как колесо: кто-то поднимается, кто-то опускается».

На самом деле понятие «цдака» — очень объемное. Оно намного больше, чем «госстрах», и включает в себя все виды материальной помощи другому человеку. Цдака — это не только денежное подаяние. Рамбам описывает семь уровней цдаки, самый высший из которых — дать человеку работу. Как любят сегодня говорить: «Раздавайте не рыбу, а удочки». Так что денежная помощь не является единственной в своем роде. Бедному выделяют колосья, растущие на краю поля или опавшие во время сбора урожая, а также забытые снопы. А в семилетнем цикле еврейского календаря есть два года, когда беднякам дают целую десятину. Именно поэтому у Рамбама законы цдаки помещены среди всех остальных подаяний под общим названием «Матанот аниим» («Подарки бедным») в «Зраим» — книгу законов о земледелии.

Несмотря на все это, для городских жителей, которые не сеют и не собирают урожай, единственное подаяние бедным — денежное. Ему и посвящена эта статья.

Первоисточники

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих в одном из жилищ твоих на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается…» («Дварим», 15:7-8). Здесь, как мы видим, изложены две заповеди о цдаке: повелительная — давать — и запретительная — «не сжимать руку».

Бедный человек страдает дважды. Во-первых, ему не хватает средств на покупку необходимой еды и других важных вещей. Во-вторых, и это не менее важно, он теряет свой социальный статус и свою общественную значимость. Даже если у него есть многие достоинства, никто не обращает на него внимания, его слова не имеют веса. Часто его друзья и знакомые стараются его не замечать, как будто его и не существует. Недаром сказали наши мудрецы: «Бедный как будто мертв». Иногда нищета настигает человека там и тогда, где и когда он ее совсем не ожидает, независимо от его планов и расчетов. Как гласит одна из талмудических пословиц, бедность идет за бедняком [1]. Все это тяжело даже для потомственного нищего. А о человеке, который жил в достатке, а потом потерял свое состояние, и говорить нечего.

Заповедь цдака учитывает оба момента. Она нацелена как на удовлетворение сиюминутных потребностей бедного, так и на то, чтобы при этом он не стыдился принимать помощь от других. Помимо этого, часть заповеди состоит в том, чтобы постараться, насколько это возможно, восстановить статус человека, помочь ему перестать быть нуждающимся. Суметь сделать так, чтобы он снова обрел уважение, хотя бы в своих собственных глазах. Сказали наши мудрецы: «Награда за цдаку по мере доброты, которая в ней» (Сукка, 49б)

Смотря по его нужде

Сколько нужно выделять денег на нужды цдаки? В Торе мы видим, что надо дать бедному «по нужде его». А сколько ему нужно? Если бы речь шла здесь о хлебе и молоке, то это очевидные вещи, и Торе не нужно было бы об этом говорить. Отсюда мы учим, что необходимо дать человеку столько, сколько ему нужно для восстановления его общественного статуса. Как пишет Талмуд, даже если ему необходима для этого лошадь и раб, чтобы бежал перед ним, надо обеспечить его этими вещами.

Как правило, для того, чтобы дать бедному «по нужде его», требуется серьезная сумма. Не всегда она может находиться в руках одного человека. Должен ли каждый человек пытаться решить полностью все проблемы бедного? Или эта обязанность возложена только на общество в целом?

Это вопрос спорный. Рамбам считает, что любой человек, к которому обращается бедный, должен дать «по нужде его». Разумеется, если эта сумма у него есть. Но Рош и вслед за ним «Шулхан Арух» говорят, что обязанность дать «по нужде его» лежит только на обществе в целом. Согласно написанному в «Шулхан Арухе», общественная касса цдаки необходима для того, чтобы можно было оказывать не только «скорую помощь», но и осуществлять долгосрочные программы помощи, способные спасти человека от нищеты и снова поставить его на ноги.

Так как обычно нуждающихся много, а денег мало, то, как написано в Талмуде, «нельзя наполнить яму ее же песком» [2]. Всегда возникает вопрос: если есть разные люди, нуждающиеся в помощи, кому помогают прежде всего, а кого оставляют на потом?

Наш выбор определяют различные факторы: степень нужды, срочность помощи, наша близость к нуждающемуся. В Торе написано: «Поэтому Я говорю: “Раскрой руку свою для брата твоего, для бедного и нищего в стране твоей”.» («Дварим», 15:11) Мудрецы учат, что прежде всего надо дать родственникам, потом бедным своего города, потом бедным своей страны. То есть родственные чувства имеют реальное алахическое значение.

Публикуется с разрешения редакции журнала Мир Торы

[1]Имеется в виду неотвратимость бедности, которая посылается как приговор или испытание.

[2]Имеется в виду, что невозможно рассчитывать на то, что община, испытывающая недостаток средств, сможет восполнить его из своих денег.

Сила желания

О преодолении препятствий на пути к святости

Читать дальше

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Спасибо, ваше сообщение отправлено.