О святости
Лекция рава Элияу Нахмана Вугенфирера в московской Хоральной синагоге
В лекции разобраны системные подходы ранних комментаторов и затронуты объяснения более поздних.Мнение Раши – святость как следствие отстранения от запрещенных связей. Подход Рамбана – освящение себя через умеренность в области разрешённого Торой. Подход Рамбама: человек – это разумный партнёр Всевышнего в заповедях. Освящение наступает вследствии исполнения заповедей: либо за счёт приобретения качества святости принадлежащего Всевышнему, заключённому в заповедях, и демонстрации святости Всевышнего за счёт них, либо, качество святости на более высоком уровне, является средством достижения пророчества, чтобы стать партнёром Всевышнего на пределе человеческого разума.В свою очередь, подход Рамбана, основан на модели – человек раб Всевышнего. Заповедь “святыми будьте” – пришла предостеречь от формального исполнения заповедей, когда в области разрешённого Торой, человек мог бы оставаться мерзавцем. Заповедь предписывает освящаться и в этой области. И, наоборот, человек освящается настолько, насколько он живёт заповедями. До такой степени, что может подняться в рай при жизни, как пророк Элияу. Или, по крайней мере, на более низком уровне, человек мысленно находящийся перед Б-гом в повседневной жизни, может освятиться настолько, что станет местом пребывания божественного присутствия и “шхины”, так, что даже после смерти, этой святости хватит его окружению, чтобы молясь и обращаясь к Б-гу на его могиле – молитва была услышана, за счёт молитвы возле святого места, на которое изливается божественное благо. Был затронут также спор между Рамбаном и Рамбамом о заповеди “прилепиться к Б-гу” за счёт нахождения в окружении мудрецов: согласно Рамбаму, чтобы научиться у них (и это применимо только к живым мудрецам), а цель этого, научиться у них разумному и мудрому поведению. Поскольку разум – это парадигма подхода Рамбама в целом. Или же, целью заповеди является освящение себя за счёт связи со святым человеком, являющегося местом пребывания Б-га, и блага нисходящего на него, даже после его смерти, согласно Рамбану.