О запрете «шаатнеза» в одежде
О запрете «шаатнеза» в одежде
Что такое «шаатнез»?
«Шаатнез» – это запрещенная Торой смесь из овечьей шерсти и льна, используемая в качестве одежды либо другого покрытия тела для защиты от внешних воздействий и для других целей. «Шаатнез» является одним из пяти видов «килаим» – запрещенных разнородных смесей. Остальные четыре запрета:
– сеять слишком близко друг к другу различные виды злаков и овощей или прививать к дереву побег другого вида;
– засеивать виноградник зерновыми;
– ставить в упряжь двух разнородных животных;
– скрещивать неродственных животных между собой.
Запрет надевать на себя одежду из смеси шерсти и льна дважды упомянут в Торе:
- 1. «Законы Мои соблюдайте: скота твоего не своди с разновидным, поля твоего не засевай разновидными, платья из разновидного, из смеси шерсти со льном, пусть не будет на тебе» (Ваикра 19:19)
- 2. «Не надень смешанного, шерсти и льна вместе» (Дварим 22:11).
У слова «шаатнез» интересная этимология. Древний алахический мидраш «Сифра» к недельной главе «Кдошим», а также Иерусалимский Талмуд в трактате «Килаим» (9.5) сообщают нам, что слово «шаатнез» представляет собой аббревиатуру: «шуа»[1] («сглажено» при подготовке кудели), «тавуй» («пряжено» из кудели), «нуз» («скручено» из пряжи). А известный знаток языка Писания Ибн Эзра[2] отмечает, что существительное «шаатнез» употребляется в Письменной Торе исключительно в контексте данного запрета.
Нарушение этого запрета карается бичеванием. В Вавилонском Талмуде законы «шаатнеза» приводятся в «тематическом» трактате «Килаим», а также в трактатах «Шабат» (27а; 54а; 57б; 132б) и «Макот» (21а).
Предполагаемые причины запрета
Относительно возможных причин запрета Рамбам[3] (“Сефер а-мицвот”, «Ло таасе» 42) пишет, что нельзя надевать «шаатнез», поскольку из него делались одеяния жрецов языческих культов. Т.е. проблема «шаатнеза» в том, что надевающий такую одежду уподобляется идолопоклонникам. Однако некоторые комментаторы спорят с Рамбамом. В частности, существует мнение, что проблема с «шаатнезом» совсем другая: в Храме коэны совершали служение, облачаясь в четыре одеяния, одно из которых называлось «авнет». Мы считаем, что это кушак – пояс из широкого и длинного куска ткани или шнура, и делался он из смеси шерстяных и льняных нитей. Таким образом, одежда из «шаатнеза» может быть использована лишь коэнами и исключительно в храмовом служении.
Какие именно варианты соединения льна и шерсти запрещены?
По поводу запрещенных способов соединения шерсти и льна мнения законоучителей-ришоним разделились. Если все их просуммировать, то мы получим пять возможных типов соединения:
- 1. Материал, сотканный из шерстяных и льняных нитей. В этом случае всего одна нить из второго материала делает запрещенной всю одежду.
- 2. Валяные ткани.
- 3. Две готовые разнородные ткани, сшитые или скрепленные булавкой.
- 4. Две готовые разнородные ткани или нити, соединенные посредством третьего, нейтрального материала (например, кожаный ремешок посередине).
- 5. Ткани, связанные крепким узлом, и приравненное к этому ношение крайне плотно прилегающей одежды, которую невозможно снять одну без другой.
Таким образом, нарушение запрета «шаатнез» начинается с того момента, когда происходит какое-либо соединение шерсти и льна, будь то раскатка войлока, прядение, тканье, сшивание готовых шерстяных и льняных тканей друг с другом прочным стежком или связывание их крепким узлом, обметывание ткани одного вида нитью другого вида, скрепление тканей булавкой и даже надевание на ногу двух носков, которые в итоге туго прилегают друг к другу – так, что невозможно снять льняной носок без шерстяного, и наоборот.
Известно, что Хазон Иш в порядке индивидуально принятого на себя устрожения не надевал шерстяные носки, если его обувь была прошита нитью из льна. Однако если два предмета одежды надеваются таким образом, при котором один из них не оказывается поверх другого (так, что нельзя снять нижнее одеяние, не снимая верхнего), то никакого нарушения не происходит даже по самым устрожающим мнениям.
Что именно нельзя делать с «шаатнезом»?
Начиная с момента соединения вступает в силу запрет на надевание обозначенных выше предметов на себя в качестве одежды, покрывание ими себя с целью защиты от жары или холода не в качестве одежды (как, например, в случае с кухонной прихваткой) и в целом получение какой-либо пользы от контакта таких материалов с кожей человека. Важно понимать, что для «шаатнеза» нет нижней границы: даже одна шерстяная ниточка запрещает огромный отрез льняной ткани, и наоборот.
При этом запрет Торы не распространяется на изготовление или продажу подобного рода материалов, тканей или одежды. В связи с этим необходимо упомянуть один из запретов мудрецов, о котором пишет Рамбам в «Мишнэ Тора» («Илхот килаим» 10.27): нельзя продавать «шаатнез» иноверцам в ситуации, когда тот неразличим невооруженным глазом. Причина в том, что в дальнейшем проданный товар может перейти в еврейские руки, и поскольку раньше товар принадлежал еврею, а «шаатнез» не заметен, то покупатель-еврей ошибочно решит, что «шаатнеза» там нет и в итоге может нарушить запрет Торы. Но если «шаатнез» сам по себе хорошо заметен, то продавать можно.
Данное постановление иллюстрируют две истории из жизни мудрецов, приведенные в Иерусалимском Талмуде («Килаим» 9.1). Первая история относится к периоду танаим (примерно конец II в. н.э.): «Раби Илель, сын раби Валеса, имел одежду стоимостью в тридцать тысяч динаров, и преподнес он ее [в подарок] раби Йеуде а-Наси], а [Раби] нашел в ней «килаим» , [и в результате] сжег [эту одежду]»
Вторая история произошла в эпоху амораим (примерно IV в.): «Раби Мана имел одежду стоимостью в тридцать тысяч динаров, и преподнес он ее [в подарок] раби Хие, сыну Ады [а тот уже обнаружил в этом одеянии «шаатнез»]. Сказал [Раби Хия, сын Ады] ему: саван для покойника [ты мне подарил]. И оставил [он эту одежду] у себя, и был в ней похоронен (дословно: «завернут в саван»; умершие свободны от исполнения заповедей, запрета «шаатнез» в том числе)».
Из этих историй мы видим, что несмотря на баснословную стоимость одежды, наши мудрецы не продавали ее инородцам, так как эта одежда могла в перспективе перейти в собственность к евреям, которые стали бы ее носить, не заметив в ней «шаатнез», и тем самым нарушили бы запрет Торы – пусть даже несознательно.
Какое наказание полагается нарушителю запрета?
Рамбам пишет («Мишнэ Тора», «Илхот килаим» 10.30): «Надевший [одежду] «килаим» или же укрывшийся ею подлежит бичеванию. Был одет в нее весь день, порется только лишь единожды. Выпростал голову его из одежды и вернул, и вновь выпростал голову и вернул её – несмотря на то, что не снял одежду полностью, виновен за каждый [раз, как за отдельное нарушение]. С чем мы имеем дело? Человек подлежит за целый день одному [наказанию] в том случае, когда вынесли одно предупреждение. Однако если предупреждали его и говорили: «сними», «сними», а он продолжал оставаться в этой одежде в течение времени, достаточного для раздевания и одевания, то он будет виновен за каждый случай промедления после предупреждения, хотя ни разу не разделся».
Кроме того, в ряде источников говорится о духовных наказаниях, которые должны постигнуть за нарушение этого запрета. В частности, Цлах[4] пишет, что молитвы нарушившего этот запрет даже единожды не будут подниматься на Небеса в течение сорока дней.
Что делать на практике?
Дабы предотвратить нарушение данного запрета, необходимо до или после покупки одежды, тканей либо иных изделий на тканевой основе проконсультироваться со специалистом, умеющим проверять эти вещи на наличие «шаатнеза», поскольку в этой области существует много нюансов, известных лишь профессионально подготовленным людям. Несмотря на то, что сегодня широкое распространение в текстильном производстве получили волокна синтетического происхождения, шерсть и лен остаются популярными материалами, и их смесь по-прежнему используется при производстве одежды, в особенности той, которая относится к премиум-сегменту.
В вопросе «шаатнеза» нельзя положиться на продавца, если он не является Б-гобоязненным евреем. Аналогичным образом бирка, на которой написан состав изделия, не является надежным источником информации об отсутствии «шаатнеза», поскольку если какой-либо материал составляет менее 5% от общего объёма всей ткани, то его можно вообще не упоминать на бирке – таковы действующие международные правила. Но в случае с мужским костюмом в эти 5%, по всей вероятности, будут входить подшивка, подкладка, наплечники, нитки для пуговиц, застежки и т.п.
Сейчас мировой объем производства натуральных волокон сокращается в пользу синтетических тканей. Согласно данным организации DNPI, в 2018 году мировое производство волокна в целом составило около 111 миллионов тонн, из которых лишь 29% составили натуральные волокна животного или растительного происхождения: хлопок, джут, шерсть, лен, натуральный стрейч и шелк и т.д. Более того, лен и шерсть в сумме составили 1,3% от всех произведенных волокон.
Кроме того, в последние годы в текстильной промышленности наблюдается тенденция вытеснения льна более дешевым в плане выращивания конопляным волокном. Ткань на основе конопли пока что грубее, чем льняная, но специалисты предрекают, что уже через пять лет будет создана конопляная ткань, которая по своим качествам будет похожа на хлопок. Конопляное волокно можно спутать с тканью из льна. Даже под микроскопом отличить льняное волокно от конопляного может только высококвалифицированный специалист. Бесспорно, если у нас возникает сомнение в отношении закона Торы, то мы должны устрожить. Рав Моше Файнштейн[5] («Игрот Моше», «Йорэ Деа» 1.72) пишет, что подавляющее большинство одежды в наше время не содержит «шаатнез», и проверка является следствием устрожения: мы не готовы положиться на большинство, желая точно разобраться в каждом отдельном случае, чтобы быть уверенными, что «шаатнеза» там нет.
Итог
Несмотря на то, что теперь «шаатнез» в одежде (например, в костюмах) встречается довольно редко, сегодня принято проверять все условно шерстяные костюмы на «шаатнез». Дело в том, что есть множество нюансов, которые отличают производителей в разных странах, а при определении практического закона нам следует стремиться к единому пути. При сдаче костюма на проверку специалисту проверяют не только пиджак, но и брюки, так как там тоже есть места, которые подвержены риску обнаружения «шаатнеза». И совершенно точно, что в сложных и неясных ситуациях нужно будет консультироваться с раввином.
[1] Кудель – очищенные от костры (части стеблей прядильных растений) волокна льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.
[2] Раби Авраам бен Меир Ибн Эзра (ок. 1092 – 1167) – выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.
[3] Раби Моше бар Маймон ( ок. 1135 – 1204 гг.) – один из величайших законоучителей всех времен, философ и практикующий врач.
[4] Раби Йехезкель Ландо (1713—1793 гг.) – выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Европы.
[5] Раби Моше бар Давид Файнштейн – (1895 – 1986 гг. ); выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров последнего поколения, крупнейший алахический авторитет США. Автор знаменитых трудов «Игрот Моше» и «Диброт Моше».
Публикуется с разрешения редакции журнала Мир Торы