Два союза, две горы
Как исторические события подтверждают пророчества Торы
Написано в Книге Дварим (глава «Ки-таво»), что после перехода через Ярден еврейский народ должен был подтвердить свой союз с Богом на горах Гризим (גרזים) и Эйвал (עיבל). Для этого шесть колен (Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин) должны были встать на горе Гризим, шесть остальных (Реувен, Гад, Ашер, Звyлyн, Дан и Нафтали) — на горе Эйвал. В долине меж гор левиты будут провозглашать благословения и проклятия, а колена на горах будут отвечать им: «Амен». Почему эти горы называются Гризим и Эйвал и чему это нас учит? Зачем подтверждать Синайский союз, срок которого — вечность, если он заключен со всем народом и принят им в буквальном смысле единогласно?
Есть разные объяснения первого и последующих союзов, заключенных Всевышним с евреями до входа в Кнаан. Мы же сравним с первым — Синайским союзом — тот союз, который был заключен на горах Гризим и Эйвал, поскольку он конкретизировал первый союз в новых условиях. Вход в Святую Землю знаменовал собой окончание эры открытых чудес, когда Всевышний брал на себя всю ответственность за жизнь народа.
Два союза: изменение действия Божественного Провидения
Первый союз — принятие всем народом всего, что скажет Бог — Авая, Милосердный, а также принятие общей ответственности народа перед Ним. В итоге за грехи золотого тельца и разведчиков весь народ нес ответственность вместе, как единое целое. И это принципиальное изменение по сравнению с тем, что было прежде, когда Всевышний был Судьей (Элоким) для Авраама, Ицхака и Яакова, для каждого из них в отдельности.
При союзе на горах, наоборот, происходит разделение народа и подчеркивается то, что сказано в «Шма, Исраэль»: Всевышний — Он Элоким, Судья. Прежде всего Он милосерден ко всем нам, но это не исключает того, что Он – Судья, и не только для каждого из людей, но и для каждого из колен. В каждом колене все связаны особой взаимной ответственностью после фактического разделения народа, ранее стоявшего единым лагерем, по уделам, получаемым в Стране.
Это выглядит, как предупреждение об изменении Ашгахи — Божественного управления — евреями свыше (способа управления).
Эйвал: анализ букв
Гора «проклятий» Эйвал была выделена тем, что на ней следовало установить 12 камней, покрытых известью, и написать на них «всю Тору», а в Книге Йеошуа также сказано, что Йеошуа сделал на Эйвале жертвенник, где принесли жертвы Всевышнему. (Кстати, не так давно большой жертвенник с костями кашерных животных примерно этого времени обнаружили на этой горе археологи). Почему именно там? Если изменить порядок букв в слове Эйвал (עיבל), то можно прочесть это как «баали» (בעלי) — «мой идол». Об этом были предупреждения-проклятия: не сотворите себе кумира, иначе потеряете эту землю. Это главная опасность, о которой предупреждают первая и вторая из Десяти Заповедей, данных Всевышним при даровании Торы и заключении первого союза с народом на Синае. Возможно, название горы намекает на тяжкий грех идолопоклонства. Эта опасность требовала особого внимания, чтобы не произошло нарушения заповеди, особенно для тех народов, которые живут на этой земле, чтобы они осознавали всю тяжесть возможных последствий.
Можно сказать, что все последующие заповеди Торы вытекают из Первой заповеди, написанной на скрижалях, и нарушение любого запрета, по сути, основано на ее нарушении. Например, если человек убивает, то он как бы ставит себя судьей другому человеку вместо Творца, т.е. поклоняется самому себе. И точно так же если прелюбодействует: в сердце своем он считает, что все, что он хочет, принадлежит ему, как будто нет у него Владыки и Судьи.
Гризим: анализ букв
Название второй горы — Гризим (גרזים) — означает «отрезанные, отделенные, отсеченные» (например, слово «гарзен» означает «топор»).
Таким и должен быть избранный и отделенный народ, «ам кадош», согласно «гзар дин» — постановлению Творца. “Не подражайте другим народам, – предупреждает Бог, – и не делайте себе идолов”. Позже именно это сделало Северное царство Израиль, к которому относились колена, стоявшие на Эйвале, и те, что поселились в Заиорданье.
Теперь посмотрим на гематрии этих названий, которые, на мой взгляд, несут дополнительную информацию о характере этих гор.
Гематрии наименований гор
Числовое значение слова Гризим — 260, что в десять раз больше гематрии Четырехбуквенного Имени Вечности и Милосердия Авая. Неудивительно, что колена, стоявшие на горе Гризим, слышали благословения. Весь народ должен был помнить об этом.
Числовое значение слова Эйвал — 112. В еврейском буквенном написании числительных 112 — это קיב, три буквы, входящие в имя Яаков, а также в название реки Ябок — приток Ярдена, который переходил ушедший от Лавана Яаков. Там Яаков боролся с ангелом Эсава и получил имя Исраэль. Число 112 также включает в себя гематрии имени Авая (26), отражающего аспект Милосердия, и имени Элоким (86), которое отражает аспект Суда. Стоящие на горе Эйвал должны были помнить и осознавать всю страшную ответственность их выбора.
Рав Птая обращает внимание на то, что название Эйвал состоит из первых букв имен праведников, которые умерли лишь из-за греха Первого человека, а сами были абсолютно безгрешны (согласно Талмуду («Шабат» 55б) это Амрам, Ишай, Биньямин и Леви). Если это так, то, возможно, название горы намекает на то, чего можно удостоиться, если вести себя праведно.
Но весь народ стоял на двух горах и слышал благословения и проклятия. Какое же предупреждение несут оба названия гор вместе? Сумма числовых значений Эйвал и Гризим — 372. Если записать это число буквами, то получится שעב, если переставить буквы, то получим שבע — «семь».
Какое предупреждение можно в этом увидеть? Мудрецы учат, что разрушение Первого Храма и семидесятилетнее изгнание в Вавилон, которому предшествовало изгнание и исчезновение Десяти колен народа Израиля, были наказанием за нарушение трех смертных грехов (идолопоклонство в первую очередь, а также убийство и разврат) и за нарушение законов седьмого года календарного цикла — Шмиты, который не был соблюден семьдесят раз.
Кроме того, слово «шева» («семь») перекликается со словом «швуа» («клятва») — в Синайской пустыне народ Израиля принес клятву верности Всевышнему.
Исторические факты: какие колена сохранились в еврейском народе поныне?
Теперь обратимся к фактам истории еврейского народа, которая многократно доказывает истинность пророчеств Торы. Мы упомянули распространенное мнение о том, что Десять колен, составлявших Северное Израильское царство, были изгнаны и исчезли, и потому в известном нам сегодня еврейском народе остается всего два колена. Но при ближайшем рассмотрении это мнение оказывается не вполне верным.
Что сталось с шестью коленами, которые стояли на южной, до сих пор покрытой лесом, горе благословений Гризим? На самом деле потомки этих колен до сих пор живут среди нас! Откуда это известно? И как они этого удостоились? Давайте разбираться.
Итак, на горе Гризим стояли Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин. Первые четыре колена по порядку рождения их великих предков — сыновей Леи. Последние два — потомки сыновей Рахели.
Если было предначертано сохраниться в народе шести коленам, то достаточно логично, что колена сыновей бывших рабынь Леи и Рахели не входят в их число, как и колено первенца Леи — Реувена, наказанного за известный выпад против отца (колено наказано также и за то, что поселилось за Ярденом). Вопрос возникает только в отношении Звулуна — последнего, шестого сына Леи, колено которого тоже не вошло в число стоявших на горе Гризим.
Можно посмотреть на это с разных сторон. Дом Леи состоял из 8 сыновей (шесть из которых родила она, еще двоих — ее рабыня Зильпа), а дом Рахели из 4 (двоих собственных и двоих, рожденных Билой). Т.е. соотношение числа сыновей в этих домах 2 к 1. При этом Йосеф назван праведником, а Биньямин тоже ничего плохого не сделал, в частности, он не принимал участия вместе с другими братьями в продаже Йосефа. За это их потомки удостоились защиты свыше. Для сохранения соотношения должны были остаться в народе четыре колена из дома Леи, и первые четверо имели преимущество, как рожденные первыми.
А если говорить о личных качествах Звулуна, то Лея дала ему такое имя из ревности, празднуя победу над сестрой: «Теперь пусть мой муж сделает постоянный дом («звуль») со мною. И назвала дитя Звулун». После того, как она родила Леви — третьего — действительно муж прилепился к ней и полюбил ее. Но она продолжала соперничать с сестрой и ревновать, а ревность не лучшее качество, тем более к такой сестре как Рахель, которая в самом начале для спасения чести Леи уступила ей Яакова, который семь лет работал, чтобы жениться на ней. Ревность запечатлевается в имени и судьбе детей, из-за этого и пострадал Реувен. Можно проследить это качество и в поведении Шимона.
Кроме того, колено Звулуна занималось торговлей, и хотя оно взялось содержать изучающее Тору колено Иссахара, для сохранения народа, по всей видимости, духовные качества были важнее. Для ведения международной торговли Звулуну требовалось жить близко к морю, и поэтому это колено жило на севере — далеко от Храма.
Но откуда мы знаем, что представители всех колен, стоявших на горе Гризим, действительно сохранились в еврейском народе?
Начнем разбираться. Йеуда, царский род, построил Храм в Йерушалаиме — в уделе Биньямина. Поэтому оба этих колена остались (колено Биньямина себя не идентифицирует, смешавшись с коленом Йеуды, но оно осталось). Сохранилось и колено Леви, уделом которого был Храм. До сегодняшнего дня левиты (род коэнов, являющийся частью колена Леви) — единственные, кого мы до сих пор особо выделяем.
Колено Шимона было рассеяно по воле Яакова в уделе Йеуды, и это его сохранило. Кроме того, представители этого колена стали учителями, что требовало от них находиться в разных местах. Это учительство было их исправлением, потому что от природы они были гневливы и ревнивы, а преподавание детям требует постоянного исправления этих качеств. И поэтому говорится, что школьных учителей не ждет ад — они и так все получают на своей работе, и поскольку при работе они не позволяют разгореться огню ярости, то этот огонь не ждет их и после ухода из жизни.
Люди из колена Иссахара были мудрецами Торы. Они высчитывали времена и тоже имели отношение к Храму.
Колено Йосефа, называемое также коленами Эфраима и Менаше, вызывает вопрос: ведь именно Йеровам из колена Эфраима расколол единое государство и создал Северное Израильское царство, именно он не пускал своих подданных молиться в Йерушалаиме, поставив на дорогах идолов (тельцов). Как же оно могло сохраниться? Обратимся к источнику. Писание (Диврей а-Ямим II 15:9) сообщает о тех, кто пришел воевать под знаменами иудейского царя Асы: «И собрал всего Йеуду и Биньямина и живущих с ним [переселенцев] от Эфраима и Менаше, и Шимона — ибо многие перешли к нему из Израиля, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним». Здесь не упомянуты только сыны Леви, которые служили при Храме, и колено Иссахара, которое, по всей видимости, сидело над книгами.
А дальше написано так: «И они собрались в Йерушалаиме в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы. И принесли в тот день Господу жертвы из добычи, которую привели: крупного скота семьсот и мелкого скота семь тысяч. (И здесь семерки — прим. авт.) И вступил в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих, от всего сердца и всей души. А всякий, кто не станет искать Господа, Бога Израиля, должно умертвить, малый он или большой, мужчина или женщина» (Диврей а-Ямим II 15:10-13).
В итоге другие колена, которые стояли на лысой горе проклятий Эйвал — колена Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали — были изгнаны и рассеяны. Мы ждем их чудесного возвращения, но на сегодняшний день они считаются исчезнувшими.
Намек на их будущее можно разглядеть в самих именах этих колен, точнее в их первых буквах. Прочитаем их в указанном Писанием порядке. Первые три буквы — «рагаз» — означают «разгневался». Кто? Алеф — Один. И что Он сделал? («дан») Судил их. «Разгневался Один и судил» тех, кто отрицал, что Он Один и Един.
А те, кто стоял на южной горе благословений Гризим и объединился вокруг Бога и Храма, остались в народе. Проделаем тот же самый эксперимент с их именами — первые три буквы образуют слово «шели» (мой/моя/мои). Бог как бы говорит: «Эти колена Мои». Следующая буква י (йуд) — буква мудрости и Десяти Заповедей. Две последние буквы образуют «би» — «во Мне». Быть может, Всевышний говорит нам этим: «Они — те, кто соблюдает Десять заповедей — Мои и во Мне. Я их сохраню».Публикуется с разрешения редакции журнала Мир Торы